Запах болезни переходит с больных на здоровых

Запах чужого воспаления заставляет иммунитет готовиться к потенциальным проблемам.

Воспаление, начинающееся при болезни, меняет запах тела, так что те, кто окажется рядом с больным, могут в буквальном смысле почуять запах болезни. Причем почуять его могут не только животные, но и человек, несмотря на то, что наше обоняние оставляет желать лучшего.

Исследователи из Центра Монелла пишут в Scientific Reports, что иммунитет здорового индивидуума в запахе чужого воспаления чувствует потенциальную угрозу. В эксперименте мышам вводили бактериальные липополисахариды – куски полимерных молекул, из которых построена стенка бактериальной клетки. Мышиный иммунитет чувствовал это как инфекцию и включал разные способы защиты, в то числе и воспалительную реакцию. Больных мышей подсаживали к здоровым, которые, однако, заразиться от больных никак не могли – настоящей бактериальной инфекции у них все-таки не было.

Мочу здоровых и больных животных давали понюхать другим мышам, которые были приучены различать запах воспаления. Оказалось, что спустя какое-то время, проведенное вместе, у здоровых грызунов моча начинала пахнуть как моча больных – мыши-нюхачи путали их между собой. Когда мочу проанализировали химическими методами, то оказалось, что моча здоровых животных действительно по составу стала похожа на мочу больных.

Эксперимент повторили, только теперь больных мышей и здоровых держали так, чтобы они физически не могли контактировать друг с другом, но могли друг друга чуять. Результаты оказались те же. Значит, дело было не в физическом контакте (хотя, как мы говорили, заразиться друг от друга мыши не могли), а в запахе: здоровые животные чувствовали запах болезни, и их иммунитет принимал превентивные меры – что, в свою очередь, сказывалось на их собственно запахе. Возможно, точно так же ведет себя и человеческая иммунная система, но так оно или не так, станет ясно после дополнительных исследований.