В Якутии нашли остатки древней саламандры

Судя по палеонтологическим находкам, на территории современной Якутии 120 миллионов лет тому назад было также тепло, как на юге европейской части России сейчас.

Реконструкция позвонка древней саламандры, выполненная специалистами СПбГУ. (Иллюстрация: Acta Palaeontologica Polonica 63 (3), 2018: 519-525)
Павел Скучас (Фото из личного архива П. Скучаса)

Международная группа исследователей, куда вошли ученые СПбГУ и их коллеги из Боннского университета (Германия), описала новый род и вид древней примитивной саламандры. Фрагменты скелета, возраст которых оценивается более чем в 120 миллионов лет, были обнаружены в 2017 году у ручья Тээтэ в Сунтарском районе Республики Саха. Месторождение это пока малоизученное, но довольно многообещающее. Совсем недавно мы рассказывали о здешних находках примитивных млекопитающих.

«Когда начинаешь работать на малоизвестном местонахождении, практически каждая находка дает что-то новое. Ты пионер, – объяснил специалист по мезозойским позвоночным, доцент СПбГУ Павел Скучас. – Нам удалось описать два новых рода примитивных млекопитающих с этой территории, параллельно мы обнаружили несколько изолированных остатков, в том числе первый шейный позвонок (атлас) крупной примитивной саламандры». Собственно, единственного позвонка как раз вполне хватило, чтобы определить доисторическую амфибию.

Чтобы не повредить хрупкий позвонок, который был почти полностью окружен песчаником, палеонтологи обратились за помощью в ресурсный центр Научного парка СПбГУ «Рентгенодифракционные методы исследования», где с помощью компьютерной томографии, удалось создать трехмерную реконструкцию позвонка и изучить внутреннее строение кости. «Проанализировав якутскую находку, а также первые шейные позвонки других хвостатых амфибий, мы смогли найти новый признак, который в будущем поможет определять других примитивных базальных представителей, – сообщил Павел Скучас. – У более древних форм амфибий, как выяснилось, передний край невральной дуги (часть позвонка, защищающая спинной мозг) сдвинут относительно сустава назад. Получается, что сустав, который соединяет позвонок и череп, находится спереди, а край невральной дуги позади».

Амфибия получила имя Kulgeriherpeton ultimum. Родовое имя образовано от якутского слова күлгэри (ящерица, саламандра) и древнегреческого ἑρπετόν (пресмыкающееся), а видовое – ultimum – на латыни означает «последний», подчеркивая, что позже раннемелового времени костей этих амфибий уже не встретить.

Ранее считалось, что подобные примитивные амфибии вымерли еще в юрском периоде (200–145 миллионов лет назад). Но, как оказалось, самые первые саламандры в качестве «живых ископаемых» смогли дожить до начала следующего периода – мелового. Любопытно то, что место, где была сделана находка, в то время располагалось севернее, на территории от 63 до 70 градусов северной широты (сейчас ручей Тээте находится на 62 градусе северной широты).

«Большинство древних саламандр такого эволюционного уровня вымерли еще в юрский период, – рассказал Павел Скучас. – Однако мы уже находили остатки этих примитивных животных в более поздних отложениях – мелового периода, на известном местонахождении динозавров у села Шестаково Кемеровской области. Тогда это был шок. Новая якутская находка стала очередным доказательством того, что территория Сибири представляла собой место, где выживали юрские формы, живые ископаемые своего времени». То, что в Кемеровской области, которая располагается значительно южнее Якутии, были найдены остатки одних и тех же животных, по словам Павла Скучаса говорит о том, что на довольно обширной территории были сходные климатические условия без резких переходов.

В этом году исследователи продолжили работу в Якутии. Среди свежих находок – новые фрагменты скелета Kulgeriherpeton ultimum, а также остатки пресноводных черепах, что также свидетельствует о том, что 120 миллионов лет назад на территории современной Якутии было значительно теплее, чем теперь.

По оценкам палеонтологов длина древней саламандры достигала 20–30 сантиметров. Она вела водный образ жизни, скорее всего, охотилась на водяных насекомых, мелких рыб и, возможно, на других амфибий. Сейчас на севере Сибири можно обнаружить только один вид хвостатых амфибий – это сибирский углозуб, известный способностями переживать морозы до минус 60 градусов Цельсия.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований «Полярные динозавровые фауны Якутии» (грант 17-54-12041 ННИО_а) опубликованы в журнале Acta Palaeontologica Polonica.