Лошади Пржевальского из диких превратились в одичавших

Новые генетические данные заставляют пересмотреть эволюционную родословную домашних лошадей.

Лошади Пржевальского. (Фото: loriklaszlo / Depositphotos)

Значение лошадей для человеческой культуры трудно переоценить – кажется, что они сопровождали людей всегда, лишь в самое последнее время уступив свое место машинам (да и то не везде).

Однако у лошадей все же когда-то были дикие предки. И до сих пор считалось, что приручать их начали в так называемой ботайской культуре. Ботайцы были охотниками и пастухами, жившими на севере современного Казахстана за несколько тысяч лет до нашей эры. В пользу того, что именно здесь 6000–5500 лет назад появились первые одомашненные лошади, есть целый ряд доказательств. Во-первых, в ботайских глиняных сосудах есть остатки молочных и мясных жиров лошадиного происхождения – то есть лошадей ели, а кобылиц держали еще и ради молока.

Во-вторых, там, где жили ботайцы, находят много лошадиных останков, причем на зубах есть следы, как если бы животные грызли удила – а если были удила, то, значит, одомашнивание шло полным ходом. Наконец, генетические исследования современных пород лошадей говорят о том, что все они вышли откуда-то отсюда, из евразийских степей.

Но для того, чтобы с полной уверенностью говорить, что ботайские лошади действительно были первыми домашними лошадьми, нужно проанализировать непосредственно их гены. Этим занялась большая группа исследователей их французского Национального центра научных исследований, Эксетерского университета, Центра геогенетики при Датском музее естественной истории и еще целого ряда научных центров из самых разных стран. Результаты оказались весьма удивительными.

ДНК ботайских лошадей сравнили с ДНК современных лошадиных пород и с ДНК лошади Пржевальского – единственной на сегодняшний день, как считается, истинно дикой лошадью. Сопоставляя схожие гены внутри родственной группы организмов, можно понять, кто появился раньше, а кто позже.

Можно было бы ожидать, что лошадь Пржевальского как истинно дикая будет на эволюционном древе лошадей предшествовать ботайским лошадям. Но выяснилось, что лошади Пржевальского возникли тогда же, когда и ботайские, более того, лошади Пржевальского представляют собой одичавших ботайских лошадей. Так что, получается, диких лошадей на планете не осталось вовсе.

Другой сюрприз в том, что все современные лошади произошли не от ботайских пород, как все всегда думали, а от каких-то других предков. Объяснить это можно двумя способами. Первый – ботайские люди, расселяясь по новым землям, без конца забирали в свои стада новых диких лошадей, чья ДНК вытеснила ДНК той одомашненной породы, которая успела сформироваться на их прежних землях.

Другое объяснение предполагает, что лошадей одомашнивали более-менее одновременно в нескольких местах, и ботайские лошади уступили в конкуренции с другими породами. (Такое неоднократное одомашнивание имело место с другими животными, например, с кошками, и с лошадьми могло произойти то же самое.) По мнению авторов работы, вторым центром одомашнивания лошадей вполне могли быть земли к западу от Урала. Подробно о парадоксах лошадиного одомашнивания можно узнать из статьи в Science.

Какое именно объяснение лучше всего подходит для новых неожиданных результатов, сейчас сказать трудно – у исследователей на руках пока  немного образцов ДНК лошадей из тех времен, хотя они не перестают искать еще и еще. Возможно, что здесь поможет не только лошадиная, но и человеческая ДНК – в том смысле, что по человеческой ДНК (а также по археологическим находкам) можно определить маршруты миграций древних людей, а маршруты миграций, в свою очередь, помогут подтвердить или опровергнуть «лошадиные» гипотезы (ведь домашние лошади мигрировали вместе со своими хозяевами).

В прошлом году мы писали о похожей работе, в которой тоже пытались определить общего предка современных лошадей, но тогда речь шла о самых старых породах. Родоначальником для большинства современных пород оказался гибрид из арабской чистокровной и ныне вымершей туркменской, хотя некоторые разновидности современных лошадей – шетлендский пони, фиордская и исландская лошадь – возникли от других предшественников.

По материалам Science.