От тусклого света мозг тупеет

Из-за тусклого освещения нейроны плохо формируют контакты друг с другом и плохо запоминают новую информацию.

Нейрон гиппокампа: зеленым окрашены дендриты, красные точки – дендритные шипики, места потенциальный межнейронных контактов, синим окрашено телок клетки. (Фото: Shelley Halpain / UC San Diego.)

Чтобы память была в порядке, мозгу нужно много света – об этом в своей статье в журнале Hippocampus пишут исследователи из Университета штата Мичиган. Эксперименты ставили с травяными мышами, но поскольку они ведут дневной образ жизни, вполне вероятно, что полученные данные относятся и к прочим дневным зверям, в том числе и к человеку.

Грызунов в течение четырех недель держали в помещении с освещенностью либо 1000 люксов, что соответствует пасмурному дню, либо 50 люксов, что соответствует, например, обычному свету в ванной или туалете. Через месяц оказалось, что у мышей, которые жили под тусклым светом, стал плохо работать гиппокамп – один из главных центров памяти и пространственной ориентации. По словам авторов работы, из-за плохого освещения у мышей на 30% уменьшилась емкость гиппокампа: в нем хуже формировались новые нейронные связи, необходимые для запоминания новой информации, а сами животные хуже ориентировались на местности.

То, что нейронам стало трудно формировать новые контакты, очевидно, было связано с тем, что в мозге уменьшилось количество белка под названием нейротрофический фактор мозга. Он стимулирует рост и развитие нейронов, он помогает нервным клеткам формировать и укреплять синапсы; если этого белкового фактора становится мало, то и новые нервные цепочки не появляются, следовательно, страдают память и способность к обучению.

Однако изменения были обратимыми: если мышам тусклый свет заменяли на обычный, то и гиппокамп, и способность ориентироваться в пространстве приходили в норму.

Разумеется, полученные результаты хорошо бы проверить на людях, а заодно узнать, какие еще когнитивные способности чувствительны к дефициту света. Хотя, конечно, вряд ли среди нас есть такие, кто неделями живет в туалете или в ванной, однако нельзя отрицать, что многие люди большую часть жизни проводят в помещениях, а освещенность в помещениях часто оставляет желать лучшего.

И, возможно, даже при не очень тусклом искусственном свете какие-то последствия все равно имеют место, пусть и не очень выраженные. Здесь, кстати, можно вспомнить исследование сотрудников Северо-Западного университета, которые несколько лет назад обнаружили связь между освещенностью и обменом веществ – оказалось, что человек просто начинает толстеть, если не получает достаточное количество света.