Растения ищут воду «на слух»

Почувствовав вибрации текущей воды, корни растений тянутся в ее сторону.

Исследователи из Университета Западной Австралии поставили странный, на первый взгляд, эксперимент: под растением гороха они проложили в земле две трубы, по которым можно было пускать воду. Идея была в том, чтобы проверить, почувствует ли растение поток воды. Растение почувствовало: как пишут авторы работы в журнале Oecologia, горох тянулся корнями к той трубе из двух, по которой шла вода.

Могут ли растения «слышать» воду? (Фото: varuna / Depositphotos.)

Тогда опыт усложнили: к трубам подвели динамики, по которым транслировали звук бегущей по трубам воды. На запись растения никак не реагировали. Точно также они не реагировали на белый шум, доносившийся до них из глубины земли. Очевидно, корни каким-то образом чувствовали вибрации водяного потока, и могли отличить «настоящую» воду от «ненастоящей», которая была в записи. Причем когда почва была и так влажная, горох вообще игнорировал водяные звуки и к трубе корнями не тянулся.

Можно предположить, что умение «слышать» воду оказывается для растений особенно важным во время засухи: там, где течет вода, земля уж точно будет влажной, так что почему бы не попытаться протянуть корни до этого места?

Пока, правда, непонятно, как именно растения могут чувствовать такие вибрации – чувства слуха, как у животных, у них все-таки нет. Возможно, все дело в механических вибрациях, тем более что как раз про осязание растений в последнее время мы узнаём все больше и больше удивительного: так, в прошлом году мы писали о том, что в ответ на механическое раздражение в растительных клетках довольно быстро меняется активность целого ряда генов, и что растения способны чувствовать вибрации от гусениц, которые грызут листья.