Во Пскове нашли клад Плюшкина

Обычные охранные раскопки на месте дома XIX века, снесённого ещё в советское время, подарили археологам весьма редкую находку – клад нумизмата.

В кладе были шесть жестяных банок (размерами 13х18 см), а также серебряные кубок и ковш, внутри которых находились монеты и другие мелкие предметы. Некоторые монеты были уложены в мешочки, другие – завёрнуты в бумагу и лишь потом уложены в банки.

(Фото: Археологическое общество Псковской области / https://vk.com/arheologpskov.)
(Фото: Археологическое общество Псковской области / https://vk.com/arheologpskov.)
(Фото: Археологическое общество Псковской области / https://vk.com/arheologpskov.)
(Фото: Археологическое общество Псковской области / https://vk.com/arheologpskov.)
(Фото: Археологическое общество Псковской области / https://vk.com/arheologpskov.)

Коллекция охватывает большой временной отрезок – от XV до начала XX в., в ней есть и монеты-чешуйки Новгорода, Пскова, Твери, Москвы, и монеты Николая II. Не все находки относятся к редкостям: так, в кладе есть медные пятаки Екатерины II, которые особой ценности не представляют. Однако здесь же были, например, полуполтина Алексея Михайловича (её делали из европейского талера, разрезав его на четыре части), и монета недолгого правления Бориса Годунова, и редкие деньги непродолжительного правления Петра I, и рубль Алексея Михайловича 1654 г. (который чеканили всего только один год). Кроме того, в кладе нашлись польские монеты, чеканившиеся в России, полный набор монет от Петра I до Петра III, монеты Елизаветы, Анны Иоанновны, коронационные монеты Николая I и Александра III.

Из других, «немонетных» находок интересна серия орденов и медалей XVIII–XIX вв., среди которых – два ордена Станислава и орден Анны. Есть и другие награды: кубок и два бокала с вензелями Екатерины II. Особое любопытство вызывает наградной ковш с имперским гербом и дарственной надписью (её можно будет прочесть после реставрации). Там же находился костяной игольник китайского или японского производства.

Одна из банок оказалась заполнена предметами мелкой культовой пластики: иконами-складнями, образками, киотными крестами. Точное количество находок пока неизвестно – они пока не отреставрированы и не очищены. Однако сообщается, что только в одной банке лежало 305 монет.

«Человека, который собирал коллекцию, мы бы обязательно знали. Они все были известны, не скрывали свои имена, состояли в Археологическом обществе. Такой коллекцией мог владеть только Фёдор Плюшкин», – считает Татьяна Евгеньевна Ершова, руководитель «Псковского археологического центра», проводившего раскопки.

Фёдор Михайлович Плюшкин (1837–1911) был купцом и владельцем одной из самых больших частных коллекций в России. Есть легенда, что А.С. Пушкин увидел фамилию Плюшкиных на вывеске в Валдае, рассказал о ней Н.В. Гоголю, а тот наградил этой фамилией помещика-«коллекционера» из «Мёртвых душ». В общем-то, художественный вымысел был не так уж далёк от прототипа. Плюшкин собирал свою коллекцию более 40 лет, и в ней, помимо шедевров живописи кисти Верещагина, Венецианова, Айвазовского, Шишкина, уникальных документов (писем А.В. Суворова, Н.В. Гоголя) и личных вещей А.А. Аракчеева, были чучела гусей и уток, какие-то маловразумительные булыжники и вырезки из популярных журналов. Всего коллекция Плюшкина насчитывала около миллиона (!) предметов, среди них – 84 ящика монет (нумизматическое собрание Эрмитажа в то время было скромнее).

Плюшкин, однако ж, пускал публику в свой частный музей. Один из современников писал: «Сокровища размещены где только можно, без всякой системы: картины и портреты развешаны по стенам как попало, иконы теснятся возле больших пейзажей или маленьких силуэтов в старинных рамах, а возле стен, в витринах и на шкапах громоздятся фарфоровая посуда, самовары чуть ли не петровского времени, старинные часы, древнее оружие».

В последние годы жизни коллекционер вёл переговоры с музеями о продаже своего детища, но договориться не удалось. Уже после смерти Плюшкина всё собранное им за 100 тысяч рублей купил Николай II, после чего коллекция разошлась по разным институциям: часть поступила в Российский этнографически музей, часть – в Эрмитаж, часть в Русский музей, рукописи из неё сейчас находятся в Пушкинском доме. Точно установлено место хранения примерно 10% коллекции Плюшкина (около 100 тысяч предметов).

Между тем археологи отмечают, что клад был спрятан уже после смерти купца. Судя по газетам, в которые были завёрнуты монеты, сокрытие произошло не раньше осени 1917 года. Возможно, предметы спрятал наследник Плюшкина, живший в то время во Пскове. Как бы ни сложилась его судьба (а, скорее всего, она была трагической), за кладом хозяин не вернулся.

По материалам Археологического общества Псковской области, газеты «Псковская правда», издания «Вести. Наука».

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее