Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Микробы наделали шума

Микробы побеждают. Этот тезис в ходе очередного Science Slam двух столиц, который состоялся 3 апреля в Санкт-Петербурге, доказал Илья Серёжкин, аспирант лаборатории микробной биотехнологии биологического факультета МГУ. Его рассказ о том, как очистить нефтяные загрязнения с помощью бактерий, вызвал самые громкие овации.

Напомним, что лучшего слэмера зрители определяют аплодисментами, уровень которых замеряется шумомером. Побеждает тот, чье выступление вызвало в аудитории больше «шума».

На этот раз больше всего шума наделал аспирант лаборатории микробной биотехнологии биологического факультета МГУ Илья Серёжкин. Он рассказал не только о том, как исследователи нашли и выделили самые эффективные углеводородокисляющие микроорганизмы, но и придумали способ их доставки к месту нефтяного разлива. Для этого сухие бактерии поместили в гидрофобную оболочку. Она начинает растворяться только при попадании в нефтяное пятно, и микробы «выходят» именно там, где есть целевое загрязнение. По словам Ильи Серёжкина, такая технология экологически безопасна и экономически эффективна.

Алексей Кнорре, младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, представил результаты исследования, в ходе которого социологи пытались выяснить: действительно ли ФСКН и МВД дублируют функции друг друга. Одним из итогов стало появление интерактивной карты наркопреступлений. Еще один петербуржец - Василий Леоненко, инженер НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО, объяснил, почему трудно прогнозировать эпидемии гриппа и почему модель Барояна–Рвачева, которая успешно применялась для этих целей еще на территории СССР, сегодня уже не эффективна.

Продолжили тему здоровья двое москвичей. Юрий Стебунов, научный сотрудник лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ, уверил аудиторию в том, что с помощью новых графеновых биосенсоров  можно будет разрабатывать лекарства без экспериментов на людях. А Сергей Брусов, сооснователь компании «Новые биомедицинские решения», погрузил собравшихся в реалии эры полимеров и рассказал о разработке специального бинта с хитозаном, который способен за 1-2 минуты остановить даже артериальное кровотечение.

Science Slam в современном виде появился в 2010 году в Германии. Согласно устоявшимся правилам, слэмы проводятся в барах, клубах или кафе. При этом все выглядит так, как будто публика пришла приятно провести время и послушать, например, модную музыкальную группу. Каждому участнику (молодому ученому не старше 35 лет) дается 10 минут, в течение которых он должен просто, понятно и занимательно объяснить аудитории суть своей научной работы. Как правило, научный бой разворачивается между пятью молодыми исследователями.

По итогам последнего боя на берегах Невы перчатки победителя уехали в Москву. Но это не последняя битва ученых. Будет новый Science Slam.

Фотографии предоставлены Science Slam