Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

По следам экстремального шторма

Доктор географических наук Д. ФАЩУК.

Два года назад журнал «Наука и жизнь» опубликовал статью ведущего научного сотрудника Института географии РАН Д. Фащука «Да поможет нам география!» (см. № 2, 2006 г.), в которой в качестве примера сотрудничества географов и математиков в исследовании морских экологических проблем приводился прогностический расчёт динамики разлива 1500 т нефтепродуктов в случае гипотетической аварии танкера в Керченском проливе. По иронии судьбы 11 ноября 2007 года во время экстремального шторма переломился стоявший на якоре в проливе танкер «Волгонефть-139», и в море, теперь уже реально, попало 1600 т мазута. К каким последствиям привёл разгул стихии? Предлагаем вниманию читателей географо-экологический анализ событий.

ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ

Ночью 10—11 ноября с Балканского региона на акваторию Чёрного моря вышел южный циклон и со скоростью 70 км/ч устремился в сторону Крыма. Практически над всей акваторией моря, кроме его южной части, резко усилился ветер южной четверти. Сила ветра к утру 11 ноября достигала: в Керчи — 27—32 м/с, в Анапе — 25—30 м/с, в Геленджике — 30—35 м/с. По сведениям МЧС России, на Азовском море в районе порта Кавказ высота волны в это время составляла 4 м. 12—13 ноября центр циклона сместился с Крымского полуострова на север, а над акваторией моря сохранилась ложбина с дождями и низкой облачностью. Ветер ночью 12 ноября ещё оставался южным, а 13 ноября зашёл на северо-западный, не превышая 7—12 м/с.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

За последние 50 лет волны максимальной высоты 2 м в северной части Керченского пролива наблюдались всего девять раз (шесть раз в апреле, два раза в июне и один раз в июле) и только при ветрах северной четверти. Повторяемость ветров южной четверти в северо-восточной части моря составляет 12%, но по силе они никогда не превышали 15—17 м/с. За всю историю инструментальных наблюдений, с 1936 года, двухметровых и тем более четырёхметровых волн при таких ветрах не регистрировали ни разу. В течение всего года, за исключением марта, в проливе преобладает волнение высотой 0,7—1 м и ниже.

По данным МЧС России, утром 11 ноября в районе порта Кавказ было 59 судов, из которых около 20 — нефтеналивные типа река—море. Примерно такое же количество располагалось на якорной стоянке на входе в Керченский пролив с Чёрного моря. Всего на акватории пролива и в его азовском и черноморском устьях, по данным капитана порта Керчь, находилось 167 судов.

Сводка МЧС на 06.00 МСК 12.11.2007 сообщает, что в результате штормового ветра (до 32 м/с) и сильного волнения моря (6-7 баллов, высота волны 5 м) в Керченском проливе затонули четыре судна (сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель», «Хачь Измаил» — Грузия); сорваны с якорей и сели на мель шесть судов (сухогрузы «Вера Волошинская» (Украина), «Зияя Кос» (Турция), «Капитан Измаил» (Турция), баржи «Дика», «Диметра», плавкран «Севастополец»); получили повреждения два танкера («Волгонефть-139», «Волгонефть-123»); находится в дрейфе баржа БТ-3754.

Нефтеналивное судно «Волгонефть-139» типа река—море, перевозившее мазут, в 04.50 МСК 11.11.2007 разломилось в районе якорной стоянки с южной стороны острова Тузла. Заякоренная носовая часть танкера после аварии осталась на месте, а корму под действием ветра и течений отнесло к острову Тузла и выбросило на мель. В результате перелома танкера, перевозившего 4777 т мазута, произошёл разлив около 1300—1600 т нефтепродуктов.

Сколько мазута попало в море в период катастрофы и каковы его свойства, известно лишь приблизительно. Есть предположение, что в море вылился не только мазут из танкера «Волгонефть-139», но и нефтепродукты из других судов, засти гнутых штормом в азовском устье пролива и воспользовавшихся штормовой погодой, чтобы «промыть» свои танки. Это предположение подтверждается данными авиационной разведки места событий, выполненной силами МЧС России сразу после катастрофы 11 ноября. Так ил и иначе, но, по официальным сводкам, из носовой части танкера «Волгонефть-139» за 12 часов вытекло 1000 т мазута. Из кормовой части танкера в море поступило ещё 600 т мазута.

НЕФТЬ В ПРОЛИВЕ

По сообщениям руководства Керченского морского порта и сотрудников подразделения МЧС Украины, 12 ноября мазут выплеснулся на южное побережье острова Тузла. 17 ноября, через семь дней после шторма, произошёл выброс мазута на крымском побережье Керченского пролива в районе Аршинцевской косы и мыса Белый (Ак-Бурун).

Собирать мазут отправились добровольцы, сотрудники МЧС и ВС Украины. К концу ноября 2007 года очистка пляжей острова Тузла была завершена. Общее количество загрязнённого мазутом песка, собранного на украинской территории пролива, составило около 4000 тонн. Содержание мазута в пробах песка колебалось от 4 до 30%, в среднем 15—20%. Исходя из этих данных, можно предположить, что на украинское побережье было выброшено от 600 до 800 т мазута.

14 ноября 2007 года с 09.30 до 12.30 сотрудники МЧС России провели обследование нефтяного загрязнения пролива с вертолета. Основные разливы мазута зафиксированы в районе расположения затонувшего на глубине 10 м носа и севшей на мель на глубине 4 м кормы танкера «Волго-нефть-139», а также на косе Чушка и азовском побережье Тамани.

Источником шлейфа лёгких фракций нефтепродуктов (солярки) протяжённостью более 50 км, наблюдавшегося у входа в пролив со стороны Азовского моря от пос. Кучугуры на Тамани вдоль северного побережья Керченского полуострова вплоть до Казантипского залива, был не переломившийся танкер, а суда, штормовавшие в это время в Азовском море.

15 ноября буксир «Светломор-3» собрал 500 м3 водно-мазутной смеси в районе носовой части танкера «Волгонефть-139». В районе его кормовой части перекачано 10 т мазута в танкер «Волго-нефть-119». Между косой и о. Тузла установили 400-метровые боновые заграждения. В районе о. Тузла и носовой части танкера «Волгонефть-139» для поглощения мазута применяли сорбент.

В течение 14 ноября очищено от мазута 8,5 км российской береговой полосы, собрано 1478,6 т загрязнённого песка, а всего с начала операции по очистке его собрано 3248 т. Если предположить, что содержание мазута в загрязнённом песке на российском побережье такое же, как и на украинском, то получается около 600 т нефтепродуктов. В сумме с тем, что собрано на украинской территории, это составляет 1400 т — практически весь объём попавшего после аварии в море мазута.

Тем не менее большинство специалистов, занимающихся исследованием причин и последствий катастрофы 11 ноября 2007 года, полагают, что реальные её масштабы (разлив мазута) занижены и на дне Керченского пролива ещё остаётся до 500 т тяжёлых фракций нефтепродуктов.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и природа»

Детальное описание иллюстрации

11 ноября 2007 года в Центральной Европе и в северо-восточной части Чёрного моря в зонах циклонов (Н) отмечались ливни (треугольник вниз), осадки в виде снега, дождя, мороси, а также туманы, метели, грозы и сильный ветер (красные флажки). Цвет показывает температуру воздуха в соответствии со шкалой температур.
10 ноября 2007 года давление в циклоне над Балтийским морем снизилось до 983 мб, что вызвало мощный заток холодного воздуха с высоких широт на территорию Центральной Европы, вплоть до Балканского региона. В результате здесь сформировался южный циклон с давлением в центре 987 мб (карта 1). Под влиянием западного воздушного переноса балканский циклон со скоростью 70 км/ч вышел на Чёрное море и 11 ноября достиг Крымского полуострова. При этом давление в его центре понизилось до 980 мб (карта 2). 12 ноября циклон ушёл на север (карта 3), оставив после себя в Чёрном море четыре затонувших и шесть выброшенных на берег кораблей. Числа показывают давление в центрах циклонов в миллибарах (мб); В — центры высокого давления; — 1020 — - изолинии давления (изобары) в миллибарах.
Длина Керченского пролива 43 км по прямой и 48 км по фарватеру. Максимальная ширина 42 км, минимальная в районе порт Крым — порт Кавказ 3,7 км. Глубина при входе в пролив из Азовского моря 10,5 м, при выходе в Чёрное — 18 м. На большей части акватории глубины не превышают 5,5 м, а в Керчь-Еникальском канале, прорытом Россией в 1874 году, они составляют 9 — 10 м. Снимки из космоса предоставлены Институтом географии РАН.
Акватории Керченского пролива и Азовского моря, находившиеся 11 — 15 ноября 2007 года под воздействием разлива мазута из танкера «Волгонефть-139». (Расчёт по гидродинамической модели SPILLMOD выполнен С. Н. Овсиенко, С. Н. Зацепой, А. А. Ивченко.)
Плотность самого тяжёлого мазута марки М-100/1015 выше плотности воды Керченского пролива при любой реальной температуре и солёности. Мазуты же более лёгких марок, М-100/1000 и ниже, всегда легче вод пролива. Только мазут марки М-100/1010 при солёности воды 15 %o имеет нейтральную плавучесть, а при солёностях > 15 %o он легче воды. Линии чёрного цвета соответствуют мазуту разных марок, линии зелёного цвета — воде разной солёности.
После строительства Тузлинской дамбы (справа от острова Тузла) при южных ветрах черноморские воды стали поступать в Таманский залив (справа вверху) не через Тузлинскую промоину, а только после прохождения Павловской узости (слева от острова Тузла) через разрез вдоль пролива от острова Тузла до косы Чушка.