Как древняя Ирландия связана с Ближним Востоком и южнорусскими степями

Генетический анализ показал, откуда в Ирландию пришли земледелие и когда появилась «кельтская болезнь».

Ирландия представляет большой интерес как для историков, так и для генетиков, занимающихся эволюцией человека. С одной стороны, по острову проходит граница распространения некоторых характерных генетических черт европейской популяции, как то: переносимости лактозы, некоторых наследственных заболеваний (например, гемохроматоза, при котором в организме накапливается слишком много железа), а также западноевропейского типа Y-хромосомы. До последнего времени происхождение этих особенностей здесь было неизвестно. С другой стороны, ирландцы, как и прочие европейцы, в какой-то момент освоили обработку металлов и занялись сельским хозяйством. Генетические исследования последних лет показывают, что в Европе материально-технический прогресс случился благодаря миграциями. Но дошли ли «прогрессивные» мигранты до Ирландии? Или же местные жители просто заимствовали новшества у соседей?

Каменные стены на острове Инишир в ирландском графстве Голуэй. (Фото Ryan Donnell/Aurora Photos / Corbis.)
Череп женщины эпохи неолита из окрестностей Белфаста. Фото: Daniel Bradley / Trinity College Dublin.
Реконструкция внешнего вида жительницы неолитической Ирландии. Фото: Barrie Hartwell.

Надеясь найти ответы на этот вопросы, группа генетиков из дублинского Тринити-колледжа и археологов из Университета Квинс в Белфасте впервые определила последовательность геномов древних ирландцев. Исследователи провели анализ ДНК трёх человек: женщины из раннеземледельческой культуры, которая жила около Белфаста примерно 5 200 лет назад, и трёх мужчин бронзового века, умерших примерно 4 тысячи лет назад. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Полученные данные недвусмысленно говорят о том, что вышеупомянутые новшества пришли в Ирландию с мигрантами. Так, у женщины эпохи неолита, которая была темноволосой, кареглазой, похожей на выходцев из южной Европы, наибольшее генетическое родство обнаружилось с жителями Ближнего Востока, где и зародилось земледелие. Ирландские мужчины эпохи бронзы были голубоглазыми, около трети их генов указали на их связь с населением степей Северного Причерноморья (юг современной Украины и России). В мужской ДНК также нашли следы генетической мутации, отвечающей за появление гемохроматоза. Он так часто встречается у ирландцев, что его иногда называют «кельтской болезнью». Пока что это древнейшее свидетельство распространения гемохроматоза на Зелёном острове.

Кроме того, анализ геномов показал, что современные жители Ирландии, Шотландии и Уэльса генетически ближе к людям бронзового века, чем к первым «фермерам». Видимо, именно тогда, около 4 тысяч лет назад, в Ирландии складывается генетическое ядро будущего населения острова и его окрестностей.

По словам профессора Дэна Брэдли из Тринити-колледжа, ведущего автора исследования, «большая волна генетических изменений, которая пошла из Северного Причерноморья в Европу бронзового века, как мы узнали теперь, смыла всё на своём пути вплоть до самого западного острова. Такой уровень генетических изменений предполагает возможность и других перемен, возможно, даже появление языка, который стал предком западных кельтских языков», – пояснил.

По материалам Popular Archaeology