Рак груди: плохой жир и диагноз в анализе крови

Уплотнения жировой ткани, возникающие при избыточном весе, ускоряют злокачественное перерождение клеток.

Среди разнообразных видов злокачественных болезней рак молочной железы считается одним из самых распространённых – у женщин он уступает только раку кожи. Разумеется, медики и биологи пытаются вычислить все факторы, повышающие вероятность этой опухоли. Одним из таких факторов риска называют избыточный вес. Ожирение вообще считается тесно связанным с раком, однако именно опухоль молочной железы возникает при избыточном весе особенно часто. Два года назад в журнале Science появилась статья, авторы которой утверждали, что проблема в производном холестерина, 27-гидроксихолестероле, который действует на клетки подобно эстрогену (а об эстрогене известно, что в 75% случаев он стимулирует рост опухолей). Чем больше холестерина, тем больше его онкогенного производного, а при ожирении в организме, очевидно, будет избыток холестерина.

Клетка рака груди. (Фото Anne Weston / Cancer Research UK / Visuals Unlimited / Corbis.)
Жировая ткань при нормальном весе (слева) и при ожирении (справа). (Фото Cornell University.)

Исследователи из Корнелльского университета описывают ещё один механизм, связывающий ожирение с раком груди. По мнению Клаудии Фишбах (Claudia Fischbach) и её коллег, немалую роль в злокачественном перерождении клеток может играть сама структура жировой ткани, её механические характеристики. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы проверить, как срабатывает ожирение генетическое и ожирение благоприобретённое, возникшее из-за неразумной диеты. Когда сравнили мышей, у которых избыточный вес появился из-за генетической предрасположенности, с мышами, ожиревшими из-за перекармливания, то оказалось, что и в том, и в другом случае жировая ткань имеет характерную особенность – она довольно жёсткая.

Нити межклеточного вещества, которые удерживают вместе клетки в ткани молочной железы, при ожирении становятся менее упругими, чем обычно. Такая жёсткость, как пишут авторы работы в Science Translational Medicine, провоцирует выброс клетками, оказавшимися в «жёстких условиях», воспалительных молекул. А о том, что за хроническим воспалением часто следует рак, известно уже давно (мы недавно писали об одном из механизмов, связывающих одно с другим). И действительно, когда человеческие клетки, в которых уже начали проявляться признаки злокачественного перерождения, поместили в сеть межклеточных нитей, взятых из «ожиревших» тканей мыши, то такие клетки с большей вероятностью превращались в настоящие опухолевые клетки.

Уменьшение веса тела делает жировую ткань менее жёсткой, так что, возможно, похудение может уменьшить вероятность рака груди, однако для однозначных выводов здесь нужны дополнительные клинические исследования. Известно, что участки повышенной плотности, которые видны при маммографии, обычно указывают на возможный очаг болезни, однако они часто оказываются не видны из-за той же жировой ткани. То есть при избыточном весе необходима более тщательная диагностика на предмет злокачественных угроз.

Однако, к сожалению, рак имеет свойство возвращаться после лечения: некоторые клетки после операции и последующей терапии остаются в живых и могут положить начало новой опухоли, либо в том же месте, где и раньше, либо в другом. Исследователи из британского Онкологического института разработали диагностический тест, позволяющий определять присутствие таких следов рака в организме задолго до того, как появятся новые клинические симптомы. Особенность метода в том, что тут достаточно пробы крови: ДНК из злокачественных или «почти-злокачественных» клеток, которая плавает по кровотоку, проверяют на наличие мутаций, характерных для рака груди. Кровь для анализа берут несколько раз через определённые промежутки времени, и по накоплению мутаций можно оценить, насколько высок риск возвращения болезни.

В эксперименте участвовали 55 пациенток, у которых опухоль удалили на ранних стадиях. У женщин, у которых в крови обнаруживали раковую ДНК, риск повторного появления опухоли возрастал в 12 раз, причём такой прогноз можно было сделать почти за 8 месяцев до клинического проявления рака. ДНК, которую нашли в крови, сравнивали с характеристиками первичной опухоли, от которой перед тем избавились с помощью хирургической операции и химиотерапии. Полностью результаты исследований опубликованы в Science Translational Medicine.

То есть, с одной стороны, этот метод работает с каждым индивидуальным случаем, с другой же стороны, он позволяет поймать самые разные виды рака груди, поскольку, по словам авторов работы, здесь отслеживаются мутации, свойственные именно большинству разновидностей опухоли. Главное – динамика накопления мутаций: по ней можно сказать, развиваются ли оставшиеся в живых раковые клетки, умножают ли собственное число, или же просто тихо погибают где-то в недрах тела. И, в случае чего, можно нанести предупреждающий химиотерапевтический удар, чтобы не позволить сформироваться повторной опухоли. Можно ли такой способ диагностики приспособить к другим онкологическим заболеваниям, покажет время.