Персонализированное лечение рака – уже реальность

Подобрать препараты для лечения целого ряда онкологических заболеваний поможет диагностика генных мутаций в образцах опухолей.

Лечение раковых заболеваний – это один из важнейших вопросов, стоящих перед мировой наукой и здравоохранением. Ежегодно в мире диагностируется более 12 миллионов новых случаев рака и около 7,6 млн человек умирает от онкологических заболеваний. В России в 2011 году было диагностировано 522 410 новых случаев заболевания. Наиболее распространенные в нашей стране виды злокачественных новообразований: рак легкого, рак молочной железы, рак ободочной кишки и рак простаты. По уровню смертности от рака в РФ лидируют рак легкого, рак желудка и рак молочной железы. Наряду с классическими методами лечения рака, такими как хирургическое вмешательство, лучевая и химиотерапия, набирает популярность и таргетная терапия (от английского слова «target» – цель). Смысл в том, чтобы воздействовать не на пораженный орган и даже не на саму опухоль, а именно на те белки, которые вызывают рост раковых клеток.

Наука и жизнь // Иллюстрации

12 февраля в Санкт-Петербурге подписано соглашение о сотрудничестве между НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова, старейшим онкологическим исследовательским центром России, и биофармацевтической компанией «АстраЗенека. Результатом совместной работы станет проект по диагностике генных мутаций в образцах опухолей, с помощью которых можно будет более точно подобрать препараты для лечения целого ряда онкологических заболеваний.

Это уже второй крупный проект между компанией и научными организациями в России. В конце прошлого года началась работа по созданию первого в нашей стране биобанка, который станет фундаментом всей отечественной персонализированной медицины, а для онкологических заболеваний это на сегодняшний день одно из самых перспективных направлений.

По словам директора НИИ онкологии профессора Алексея Беляева, за 85 лет в институте накоплен огромный «банк тканей», который послужит основой для проекта. Более миллиона образцов опухолей, полученные от 270 тысяч пациентов (это самая большая коллекция опухолей в Европе), прошедших через клинику НИИ онкологии, лягут в основу будущей работы. Ее главная цель – индивидуализировать подходы к лечению, так как болезнь у разных пациентов протекает по-разному. То же самое касается противораковых препаратов: по статистике, из 10 лекарств только одно «попадает в цель». Поэтому исследование генных мутаций в онкологических образцах пациентов позволит объективно оценить эффективность будущего лечения.

Как отметил профессор Евгений Наумович Имянитов, руководитель отдела биологии опухолевого роста НИИ онкологии, смысл проекта в правильном подборе терапии онкологическим больным. Сейчас в арсенале врачей около сотни препаратов, которые позволяют в ряде случаев лечить рак достаточно эффективно. Но когда к врачу приходит конкретный больной, предсказать, какой именно препарат из ста подойдет для его лечения, невозможно. Это касается не только онкологических заболеваний и в этом весь смысл персонализированной медицины – подбор препаратов, которые подходят к каждому конкретному случаю.

Идея, которая лежит в основе проекта, как это порой бывает в науке, зародилась случайно. В 2004 году «АстраЗенека» выпустила на рынок препарат «Iressa», предназначенный для лечения немелкоклеточного рака легких (НМРЛ). Самая распространенная форма этого заболевания у 50% пациентов не подлежит хирургическому вмешательству, а стандартная химиотерапия на основе препаратов платины лишь незначительно продлевает жизнь больным. Оказалось, что в 90% случаев больные на терапию не реагировали, но у оставшихся 10 % эффект был колоссальный. Тут уже исследованию подверглось не лекарство, а те пациенты, которые прореагировали на препарат намного лучше, чем ожидалось. Оказалось, что у них имеется мутация гена EGFR.

Рецептор эпидермального фактора роста (EGFR) представляет собой белок на поверхности клеток, с которым связан эпидермальный фактор роста (EGF). Когда EGF соединяется с EGFR, он активирует фермент - тирозинкиназу, запуская цепь внутриклеточных реакций, обеспечивающих рост и деление клеток. В гене EGFR могут возникать мутации, приводящие к постоянной активации EGFR, что в свою очередь вызывает перманентную активацию тирозинкиназы и, как следствие, рост клеток. Мутация гена EGFR определяется приблизительно у 10-15% пациентов с диагнозом НМРЛ в Европе и у 30-35% в Азии. Механизм действия препарата заключается в конкурентном подавлении тирозинкиназного рецептора эпидермального фактора роста (EGFR), в результате чего блокируется внутриклеточная передача сигнала, обеспечивающая выживаемость и рост клеток опухоли.

Сразу же после этого открытия в НИИ онкологии первыми в России, совершенно независимо, стали использовать тест на основе этой мутации в клинической практике. По словам Виталия Пруцкого, главы по информационному обеспечению R&D «АстраЗенека Россия», с новыми найденными мутациями будет происходить то же самое – они сразу будут внедряться в клиническую практику. Так исключительно фундаментальные исследования в молекулярной онкологии обретут практическое значение. Важно отметить, что проект направлен на поиск мишеней для уже существующих препаратов. Помимо рака легкого, уже есть результаты для рака щитовидной железы.

Коллекция тканей НИИ онкологи позволит провести исследование 28 самых распространенных типов злокачественных опухолей и найти мутации, которые позволят прицельно воздействовать на вызывающие рост злокачественных образований белки. Особенно стоит отметить то, что поскольку для представителей разных рас и национальностей характерны разные наборы мутаций, то в первую очередь от начинающейся уже сейчас работы выиграют российские пациенты. Но, безусловно, полученные результаты будут использованы во всем мире. «Наше исследование позволит объективно оценить возможности эффективного использования препаратов именно в России и, в то же время, полученные данные могут быть использованы для разработки подходов к лечению пациентов не только в России, но и в мире», – сказал Пруцкий.

Проект рассчитан примерно на 2,5 года. Объем инвестиций компании «AstraZeneca» в исследование составит около 500 тысяч долларов.

На фото:
Со стороны «АстраЗенека» соглашение подписывает глава российского представительства Ненад Павлетич, со стороны НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова директор института профессор Алексей Беляев (фото автора).

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее