В Китае нашли «летучемышиного» динозавра

Новый вид динозавров совмещает в себе признаки птерозавров, летавших на кожистых крыльях, и пернатых ящеров – предков птиц.

Палеонтологи из Университета Линьи и Китайской академии наук обнаружили при раскопках формации Тяоцзишань в восточном Китае останки странного крылатого динозавра. Син Сюй (Xing Xu) и его коллеги описали свою находку в статье в Nature. Может показаться, что ничего удивительного тут нет, разнообразные летающие ящеры знакомы всем едва ли не с детства. Однако в данном случае исследователи нашли нечто особенное – по строению тела новый вид похож на наземных динозавров, бегавших на двух ногах по земле, но к передним его лапам крепилась кожистая мембрана, которая, очевидно, позволяла если не летать, то хотя бы парить.

Художественная реконструкция облика И Чи. (Dinostar Co. Ltd.)
Палеонтологический образец с отпечатком и останками нового динозавра. (Фото Xing Xu et al., / Nature.)

К запястью ящера крепилась странная 13-сантиметровая кость, которую уж никак нельзя было принять за палец – она, по-видимому, служила опорой для кожистой мембраны, небольшие фрагменты которой также удалось найти на останках. Однако не совсем ясно, крепилась ли эта кость неподвижно или же ей можно было двигать, меняя тем самым натяжение мембраны и её положение относительно воздушных потоков. Небольшое тело ящера весом приблизительно в 380 грамм было покрыто перьями, похожими на короткую жёсткую щетину. Жил он около 160 млн лет назад, и по совокупности признаков его можно отнести к группе манирапторов, хотя новый вид оказался настолько своеобразным, что ему даже дали имя И Ци (Yi Qi ), то есть «Странное Крыло».

Авторы работы полагают, что вряд ли И Ци был способен к постоянному активному полёту, он либо только парил, либо чередовал машущий полёт с парением. Кости передних конечностей у него были слишком тонкими и хрупкими, чтобы служить опорой для мышц, достаточно мощных для полёта. Манирапторы обладали длинными передними лапами, их анатомия была приспособлена к машущему или хотя бы планирующему полёту, многие из них были покрыты перьями, и с систематической точки зрения вся группа вообще находится ближе к птицам, чем к динозаврам – собственно, их и считают непосредственными предками птиц.

Однако перепонка, которая была у «Странного Крыла», делает его похожим ещё и на птерозавров, к которым относятся всем известные птеродактили с птеранодонами. Птерозавры выглядели совсем иначе, чем манирапторы-«птицезавры», и летали, по-видимому, намного лучше. Наконец, если искать аналогии среди ныне живущих видов, то И Ци похож на белок-летяг и летучих мышей – у тех и у других на лапах есть похожие дополнительные кости или хрящи, поддерживающие перепонку (многие зарубежные сайты уже окрестили нового динозавра «Бэтменом юрского периода»). Скорее всего, странное «гибридное» устройство тела было ещё одной попыткой ящеров освоить воздушную стихию, но не исключено, что перепонка играла какую-то другую роль. Ведь и перья, как полагают некоторые исследователи, изначально могли возникнуть у динозавров не для полёта, а для терморегуляции, или же как наряд для брачных ритуалов, и лишь потом вдруг оказалось, что с их помощью намного легче перелетать с дерева на дерево. То же самое может быть верно и для перепонки И Ци – только до полётов в его случае могло и не дойти.

Так или иначе, находка оказалась настолько удивительной, что пристальное внимание к ней обеспечено надолго. Если только она не окажется ненастоящей – потому что некоторые специалисты уже усомнились в её подлинности. По словам Луи Кьяппе (Luis Chiappe), директора Института динозавров при Музее естественной истории округа Лос-Анджелес, по странному совпадению некоторые палеонтологические артефакты с территории Китая оказываются искусственной комбинацией разных фрагментов или же носят на себе следы «улучшений». С другой стороны, не исключено, что в данном случае мы имеем дело с совершенно особой группой динозавров; возможно, И Ци даже и не динозавр вовсе. Так или иначе, остаётся только ждать результатов дальнейших исследований «Странного Крыла».