Грибы светятся по часам

Чтобы сэкономить энергию, бразильский гриб светится только в тёмное время суток. Ночью он становится заметен для насекомых, которые, вероятно, распространяют споры гриба по окрестностям.

Среди светящихся организмов грибы составляют малоизученное меньшинство: из более чем 100 тысяч известных видов грибов светятся всего 71. Принято считать, что они могут люминесцировать в любое время дня и ночи, и что происходит это благодаря побочным продуктам каких-то биохимических процессов. Однако, по крайней мере, для одного из светящихся грибов, Neonothopanus gardneri, дело обстоит по-другому – его зелёное свечение, как выяснили исследователи из Дартмутского колледжа и Университета Сан-Паулу, подчиняется суточным, или циркадным, ритмам.

Светящийся гриб Neonothopanus gardneri. (Фото Michele P. Verderane)
Neonothopanus gardneri, светящийся и несветящийся. (Фото Michele P. Verderane)

N. gardneri растёт в Бразилии, где его можно встретить у основания пальмовых деревьев. Оказалось, что пик люминесценции гриба приходится на тёмное время суток, когда его свет становится хорошо различим. N. gardneri использует биохимические реакции с участием люциферина и фермента люциферазы, требующие расхода энергетических молекул АТФ (точно такие же реакции обеспечивают люминесценцию у светлячков). Очевидно, для экономии энергии гриб решил воспользоваться биологическими часами, которые помогли ему оптимизировать процесс. Но тогда получается, что свечение нужно ему для какой-то конкретной цели – иначе зачем вообще тратить на него ресурсы?

Одно из предположений – что свет привлекает переносчиков спор. Чтобы проверить, есть ли какие-то основания для такой гипотезы, был сделан искусственный гриб с зелёными светодиодами внутри. Оказалось, как пишут авторы работы в Current Biology что на светящийся гриб приходит больше муравьёв, ос, мух и жуков, чем на несветящийся. Так что есть определённые основания считать, что N. gardneri подаёт сигналы потенциальным распространителям спор.

Пока что это единственный случай, когда удалось показать, что гриб светится не просто так. Вполне возможно, что и у остальных видов люминесценция – не «побочный процесс из побочных продуктов», а важная и нужная особенность, помогающая им выживать. Исследования здесь, несомненно, будут продолжаться. Роль грибов как переработчиков мёртвой органики в экологических сообществах трудно переоценить, с другой же стороны, среди светящихся видов есть вредители, паразитирующие на кофейных деревьях и соснах, и, если бы сумели целенаправленно подавлять грибное свечение, мы бы тем самым помогли как хвойным лесам, так и производителям кофе.