Муравьи-зомби умирают на пороге своего дома

Зомбифицирующий грибок паразит кордицепс заставляет муравьёв погибать у входа в муравейник, чтобы споры грибка как можно быстрее нашли новых хозяев.

Грибы рода кордицепс, паразитирующие на различных насекомых, известны своим умением управлять поведением жертв. Поселившись, например, в муравье, гриб влияет на его нервную систему таким образом, чтобы муравей погиб именно в том месте, где нужно грибку. Так, паразит Ophiocordyceps camponoti-rufipedis, заражающий муравьёв-древоточцев Camponotus rufipes, заставляет свои жертвы перед смертью ползти на нижнюю сторону какого-нибудь листа и умирать, впившись челюстями в жилку листа. После этого из трупа муравья гриб прорастает наружу и рассеивает споры. Такое поведение насекомого достаточно необычно, так что кордицепсы называют грибами-зомбификаторами, превращающими муравьёв в зомби, подчинённых чужой воле.

Мёртвый муравей с проросшим из него паразитическим грибком кордицепсом. (Фото Simon Lai / Flickr.com).

Казалось бы, чтобы гарантировать распространение спор, гриб должен, наоборот, гнать муравья в муравейник. Однако у муравьёв хорошо работает санитарная служба – если в муравейнике обнаруживается мёртвый муравей, его быстро оттаскивают на «кладбище», куда никто не ходит. Можно сказать, что у муравьёв работает социальный иммунитет. Зоологи из Университета штата Пенсильвания убедились в этом, поставив такой эксперимент: в несколько муравейников забрасывали трупы насекомых с грибом внутри. Сам опыт ставили в естественной среде, то есть с настоящими муравейниками, а не с лабораторными, причём половина из них были пустыми, то есть без муравьёв вообще.

Как пишут исследователи в своей статье в PLoS ONE, гриб не смог дать спор ни в одном случае. Если его забрасывали в муравейник с живущими в нём муравьями, то часть заражённых трупов просто исчезала – хозяева очищали дом от потенциальной заразы. Однако, что важно, паразитический грибок не мог развиваться даже в пустых муравейниках. То есть, видимо, кордицепсу мешал сам микроклимат муравьиного дома, локальные экологические условия. Так что понятно, почему гриб побуждает свою жертву отойти от муравейника.

Однако это ещё не всё. Дэвид Хьюз (David Hughes) вместе с коллегами проанализировал расположение муравьиных трупов, подвешенных к листьям, вокруг муравьиных же колоний в лесах на юго-востоке Бразилии. В течение 20 месяцев зоологи оценивали, насколько муравьи в той или иной колонии страдают от паразитов, где именно висят заражённые мертвецы и каков рисунок муравьиных троп вокруг их гнезда. Оказалось, что, хотя гриб и не стремится попасть в муравейник, он направляет муравья-хозяина поближе к главным тропинкам, ведущим в муравейник. Фактически, кордицепс заставляет муравья умирать рядом с порогом в дом: с одной стороны, на преддверную территорию социальный иммунитет муравьёв уже не распространяется, труп отсюда никто убирать не будет, с другой стороны, тут постоянно кто-то ходит, и гриб гарантированно заразит кого-нибудь своими спорами.

Однако, как отмечают авторы работы, несмотря на такое «хитроумие» паразитического грибка, это вовсе не приводило к вымиранию муравьиных колоний. То есть паразит был чем-то вроде хронического заболевания, которое можно держать в рамках, но от которого всё же нельзя полностью избавиться. Возможно, чем больше мы узнаем про взаимоотношения кордицепса и муравьёв, тем быстрее поймём, как бороться с токсоплазмой – ещё одним известным паразитом, который меняет поведение хозяев и вызывает болезнь токсоплазмоз.