Шизофрении добавили генов

Причиной шизофрении могут стать мутации в более чем ста участках нашей ДНК.

От шизофрении страдает примерно каждый сотый человек на земле, причём в последнее время риск этого заболевания среди подростков и 20-летних молодых людей только увеличивается. Симптомы шизофрении не ограничиваются слуховыми и зрительными галлюцинациями, хотя они наиболее известны; у больного сильно нарушается мышление и эмоциональные реакции, из-за чего он перестаёт адекватно воспринимать реальность.

Однако, если говорить о фармакологических средствах, то до сих пор шизофрению лечат лекарствами, нацеленными именно на галлюцинаторно-бредовые симптомы. Мышление и эмоции такие препараты не восстанавливают. Более того, никаких принципиально новых веществ в этой сфере не появлялось с 50-х годов прошлого века, и с точки зрения механизма действия все современные антишизофренические средства имеют одну мишень – они действуют на белки, так или иначе связанные с нейромедиатором дофамином.

Не в последнюю очередь такая ситуация с лечением шизофрении сложилась оттого, что причины болезни остаются до конца невыясненными. Среди основных подозреваемых были, разумеется, и гены, какое-то время дело ограничивалось всего несколькими мутациями, которые могли объяснить лишь часть клинических случаев. Чтобы выловить все генетические неполадки, нужно было бы целенаправленно проанализировать весь геном человека.

Генетические исследования продолжались, и, в конце концов, удалось определить 30 участков во всей человеческой ДНК, которые в той или иной степени были вовлечены в развитие шизофрении. Однако последняя работа, выполненная большим научным коллективом из Гарварда, Массачусетского технологического института и Института Броудов с лихвой эту цифру перекрывает – согласно ей, число генетических зон риска для шизофрении равно 108. В исследовании использовали генетические данные около 37 000 больных шизофренией и 117 000 здоровых людей. Анализ занял несколько лет, и в результате удалось найти целых 83 участка генома, которые оказались связаны с заболеванием, но на которые до сих пор никто не обращал внимания.

Фото Ada Summer / Corbis

Однако не стоит думать, что любая аномалия из ста восьми приведёт к шизофрении. По словам авторов работы, у каждого человека можно найти несколько десятков «шизофренических» мутаций, однако именно у больных их будет больше. То есть риск заболевания нужно оценивать по среднему весу мутаций, хотя, скорее всего, среди них можно вычленить «более главные» и «менее главные».

Среди генов, которые могут спровоцировать шизофрению, ожидаемо обнаружились те, которые отвечают за формирование контактов и за передачу сигналов между нервными клетками. Однако другие гены риска были активны не в нервных клетках, а в иммунных, что косвенно подтверждает известную гипотезу об инфекции как возможной причине шизофрении. Особая активность иммунных генов, вызванная бактерией или вирусом, может отразиться на работе нервной системы. С другой стороны, иммунные клетки сами по себе могут начать атаковать нейроны мозга, как это бывает при аутоиммунных заболеваниях.

Однако авторы работы советуют не спешить с интерпретациями полученных результатов. Гены, которые активны в иммунных клетках, могут играть иную роль в мозге, и говорить об иммунных причинах шизофрении можно будет только после того, как мы узнаем, что такие гены делают в нервной системе. Но в любом случае очевидно, что даже если судить по одним лишь мутациям, шизофрения оказывается весьма и весьма многофакторной болезнью, и её фармакологическое лечение должно быть направлено не на одну единственную мишень, а на множество.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature.