Судьбу лаптевского моржа определит генетика

Перспективы промыслового освоения Арктики зависят от генетиков. Они должны решить, заслуживает ли морж, обитающий на берегах моря Лаптевых, включения в Красную книгу.

С 12 по 25 августа в море Лаптевых прошла экспедиция «В поисках неизведанного» при поддержке Всемирного фонда дикой природы WWF и Canon, а также при участии представителей недавно созданного Заповедника Таймыра. Подвели итоги в рамках пресс-конференции «Загадка моря Лаптевых» в мультимедийном центре РИА-Новости руководитель экспедиции Михаил Стишов,  директор WWF России Игорь Честин, заведующий лабораторией по изучению морских млекопитающих Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Анатолий Кочнев, фотограф Алексей Эбель.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Фото WWF-Canon / Алексей Эбель.
Путь до Таймыра с Чукотки через Москву (LiveJournal Анатолия Кочнева).
Игорь Честин, директор WWF, Анатолий Кочнев, заведующий лабораторией по изучению морских млекопитающих Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, Михаил Стишов, руководитель экспедиции

В море Лаптевых, как и в остальной Арктике, планируется активное хозяйственное освоение – на берегу Таймыра уже стоят нефтяные вышки, в Хатангском разливе начата сейсморазведка. Большая часть работ касательно биологического разнообразия этой зоны носит скорее описательный характер, и поэтому сегодня важно понять какие экологические последствия может повлечь интенсивное добывание углеводородов.

Исследования арктической фауны, в том числе и моржей, никогда не носили системного характера и всегда были неразрывно связаны с освоением территории Арктики. В 1930-е годы, в период активного основания полярных станций стали собирать первые сведения о биологических видах, обитающих на побережье. Расходы на строительство станций покрывались промыслом: как только промысел сворачивали, прерывались и исследования. В 1950-х годах, когда численность моржей сократилась настолько, что охота на них стала нерентабельной, промысел прекратили. Самые подробные данные о морже были получены в середине 1980х годов: исследователи от ВНИИ природы осуществили двухгодичную экспедицию в море Лаптевых и занимались в основном изучением локальных лежбищ.

Сегодня считается, что в природе существует три подвида моржа: атлантический, занесенный в Красную книгу РФ, тихоокеанский – промысловый вид, и лаптевский, выделенный в самостоятельный подвид в 1940 году советским зоологом К. К. Чапским и также значащийся в Красной книге РФ. Относительно подвидовой самостоятельности последнего некоторые ученые имеют сомнения. Одной из главных задач нынешней экспедиции  был сбор генетического материала моржей, обитающих на берегах моря Лаптева, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть его статус.

Пробы брали с помощью арбалетов с живых моржей стрелой со специальным острым наконечником, который забирал немного кожи и жира. Позднее пробирки с собранным материалом будут направлены в Институт генетики, в котором уже имеется коллекция проб тихоокеанского моржа. Планируется сравнить образцы с пробами, взятыми у атлантического моржа в Баренцевом море. Также предполагается, что дальнейшее исследование будет осуществлено при сотрудничестве с зарубежными лабораториями Норвегии или Дании, располагающими хорошей выборкой генетического материла.

От результатов генетического анализа, которые планируется получить к весне 2014 года, будут зависеть охранные меры и регуляция промысловой деятельности в этой области. Если подтвердится, что лаптевский морж принадлежит к самостоятельному подвиду, следующим необходимым этапом исследования будет определение границ группировки моржей, основных мест береговых лежбищ, районов кормления и размножения. Если же не обнаружится никаких существенных отличий от его тихоокеанского сородича, то минимальные законы, защищающие лаптевского моржа, будут касаться стандартной промысловой деятельности.

«Речь идет о том, чтобы поставить определенные ограничения. Дальше уже компании должны будут принимать решение - выгодно или не выгодно с этими ограничениями туда идти. Наша задача: определить экологические лимиты, которые необходимо включить как составную часть любого проекта для сохранения того биологического разнообразия, которое мы имели счастье наблюдать в море Лаптевых», - подчеркнул директор WWF России Игорь Честин.

Кроме того, были взяты пробы биологических тканей у трех белых медведей. Для генетического анализа этого материала не достаточно, но пробы войдут в коллекцию, что позволит провести дальнейшие исследования.

Автор: Кристина Астахова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее