Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Обновленному конкурсу БИТ быть!

Объявлен  старт первого национального конкурса-акселератора технологических проектов.

В основе нового проекта – ежегодно проводящийся Всероссийский конкурс инновационных бизнес-планов БИТ (Бизнес инновационных технологий). «10 лет успеха!» - так говорят о нем его организаторы. Впервые он был проведен в 2003 году на базе ведущих технических и экономических вузов России, таких, как Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и Финансовая академия при Правительстве РФ. Вот уже 10 лет БИТ успешно доказывает, что разговоры об упадке науки в нашей стране, а главное, о невозможности соединения науки и бизнеса несколько преувеличены. В России есть молодые ученые, умеющие делать открытия, интересные для бизнеса, и есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в новые идеи. Ежегодно БИТ привлекает более 1000 проектов со всей страны. За два последних года его финалисты собрали свыше 25 миллионов долларов инвестиций.

С 2010 года стратегический партнер БИТа – Российская венчурная компания (РВК), один из ключевых институтов государства в деле построения национальной инновационной системы.

Чтобы повысить отдачу от конкурса, с 2013 года его организаторы совместно с РВК решили превратить БИТ в бизнес-акселератор. В так называемую акселерационную стадию попадут 60-70 команд-полуфиналистов БИТ этого года. На первом этапе (сентябрь 2013 года) команды получат онлайновый доступ к образовательному курсу по основам технологического предпринимательства. После его освоения полуфиналисты отправятся в Москву на двухнедельную очную программу акселерации (октябрь 2013 года). Лучшие выпускники акселератора смогут представить свои проекты перед несколькими сотнями инвесторов на Московском международном форуме «Открытые инновации» (конец октября – начало ноября 2013 года).

РВК является партнером БИТа с 2010 года. Игорь Агамирзян, гендиректор РВК, рассказал, что еще будучи сотрудником корпорации Microsoft принимал участие в первых двух или трех конкурсах БИТ в качестве члена жюри. В 2009 году в РВК была проведена своего рода инвентаризация существовавших на тот момент программ, которые представлялись интересными для развития технологического предпринимательства и привлечения частного капитала в российские технологические компании. БИТ оказался значимым участником этой деятельности, тем более, что это уже была сформировавшаяся экосистема, репутация, соответствующий бренд. Однако, считает Игорь Агамирзян, любое явление такого рода, если оно консервируется на некой стадии и перестает развиваться, то становится неконкурентным. Ведь известно: для того, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать.

Предпринимательские конкурсы являются очень действенными инструментами в области развития технологического предпринимательства, и несомненно конкурсы должны развиваться. Однозначно, 25 миллионов долларов, привлеченные победителями БИТа за последние годы, - это значительная сумма. Она на порядок больше, чем те средства, которые были потрачены на организацию конкурса в масштабе всей страны. Однако на фоне общего объема венчурных инвестиций в технологические комплексы России 25 миллионов долларов – совсем немного. Этот рынок растет быстро, и фактически ежегодно инвестиции в него удваиваются. Для сравнения: международный конкурс инновационных проектов Mass Challenge, проходящий в США, существует всего три года, но за это время привлек уже 360 миллионов долларов.

Очевидным механизмом развития конкурса БИТ становится программа акселерации, когда лучшие компании, принимающие участие в конкурсе, смогут получать комплекс услуг по бизнес-акселерации. Это помощь в привлечении инвестиций, работа с советниками, улучшение качества бизнеса, поддержка выхода на рынок и т.д.

10 лет – срок немалый, но и небольшой, он может стать фундаментом хорошего будущего, считает Константин Фокин, гендиректор Центра инновационного развития (ЦИР) Москвы и глава Национальной ассоциации бизнес-ангелов. БИТу нужно работать над масштабом и качеством – в этих составляющих потенциал развития. Привлекать деньги, охватывать больше регионов, расширять количество участников, повышать уровень их работ – вот основные направления для деятельности.

Сегодня, уверен Константин Фокин, Россия уже не та, что 10 лет назад. По итогам прошлого года наша страна стала самым быстрорастущим рынком венчурных технологий в Европе и четвертым по масштабу. 10 лет назад об этом и мечтать было нельзя. В Москву, в Россию направляются ведущие провайдеры услуг инкубации и акселерации, вскоре придут и ведущие мировые конкурсы. Поэтому БИТу, чтобы оставаться серьезным игроком на этом поле, важно и нужно расти. Все возможности для этого есть.

С этого года ЦИР Москвы присоединяется к БИТу в качестве официального партнера. Причин для этого несколько. Основная из них: столица – инновационный центр России, но нет гарантии, что она таковой останется. Регионы «поджимают», и Москва должна бороться за лучшие компании и проекты.

Как сказал Дмитрий Репин, гендиректор Digital October, когда конкурс БИТ только начинался, одним из его девизов был «Заставь инвестора поверить в тебя». Но сегодня уже прошло то время, когда успех стартапа измеряется объемом привлеченных инвестиций. Успех – особенно в Интернет-среде и сфере программных услуг (софт) – это миллионы привлеченных клиентов и партнеров, значимость игроков на глобальном рынке. Поэтому, возможно, пришло время придумать и новый девиз для конкурса БИТ. Очень важно, чтобы новые проекты получили клиентов и партнеров, чтобы проекты эти существовали не в вакуумном пространстве, где разработчики производят продукт и выходят на рынок, а чтобы они с самого начала были интегрированы в мировую цепочку создания стоимости и обслуживания клиентов. Важна работа с большими компаниями, провайдерами платформ, например, в той же Интернет-сфере это Google, Facebook, Twitter и другие. Нужно сформировать команду, которая позволит стартапу быстро расти и обслуживать те самые миллионы клиентов, о которых мечтают многие стартаперы.

Акселерационная программа для «битовцев» не будет долгой – около двух месяцев, подчеркивает Дмитрий Репин. Краткосрочность пребывания в акселераторе – важный момент: нужно дать проекту не более 3-6 месяцев. За это время он должен успеть показать свою жизнеспособность и превратиться во что-то серьезное, либо «умереть».

В рамках презентации конкурса-акселератора в числе прочих состоялись три самостоятельных события. Первое – состоялось подписание соглашения о стратегическом развитии между РВК и ЦИР. Второе – был проведен видеомост между Москвой и Бостоном, в котором приняли участие автор идеи американского конкурса Mass Challenge Скотт Бэйли и президент РВК (США) Аксель Тильман. Третье событие – состоялась деловая игра «Создай свою историю успеха!», где каждый желающий мог попробовать себя в качестве начинающего предпринимателя-инноватора.

Фото автора.

Автор: Сергей Смирнов

Источник: www.nkj.ru