Русская «зеленая» Арктика на ЭКСПО-2012

На всемирной выставке в Южной Корее Россия представит свои арктические проекты.

С 12 мая по 12 августа 2012 года в Республике Корея пройдет выставка ЭКСПО-2012, в которой примут участие более 100 стран и 8 международных организаций. Тема всемирной выставки – «Живой океан и прибрежная зона: разнообразие ресурсов и их рациональное использование». Место проведения выставки выбрано не случайно – приморский город Ёсу (его название переводится как «красивая вода»).

Как ведущая морская держава, Россия на ЭКСПО-2012 представит свои проекты и возможности по сохранению океанических вод. Темой российского павильона станет Арктика, к истории освоения, бескрайней территории и богатству ресурсов сегодня проявляется повышенный интерес. Гостей экспозиции ждет виртуальное путешествие на борту ледокола по Северному морскому пути, они увидят северное сияние, смогут познакомиться с результатами экспедиций на глубоководном аппарате «Мир», новейшими российскими технологиями в области альтернативной энергетики, защиты биоресурсов океана и побережья, мониторинга Мирового океана, с бытом и культурой народов, живущих на Арктическом побережье.

В рамках деловой программы российской экспозиции 21 февраля в редакции журнала «Наука и жизнь» состоялась встреча с экспертами по вопросам освоения и изучения территорий на побережье Арктики.

По мнению почетного члена совета по экологическому строительству (RuGBC), доцента экологического факультета РУДН Марины Некрасовой, сегодня Арктике нужны инвестиционные проекты с экологической составляющей, проекты по охране природной среды и обеспечению экологической безопасности хозяйственной деятельности. Все это подразумевает сохранение биоразнообразия, создание особо охраняемых территорий, восстановление загрязненных территорий многое другое перед началом новой системы хозяйствования в этом регионе.

На сегодняшний день накоплен большой зарубежный опыт очистки загрязненных территорий в полярных условиях и подсчитаны немалые средства, которые вкладываются в это важное дело. Например, на мониторинг и техническое обслуживание созданных объектов во время очистки и восстановления территории авиабазы США в Гренландии, завершенных в 1990 г., потребовалось около 1 млн долл. в год. В период 1981-2020 гг. США планируют истратить 2,1 млрд долл. на очистку загрязненных территорий Аляски. В Канаде на очистку территорий 42-х радиолокационных станций рассчитано вложить около 600 млн долл. США в течение 15 лет; на приведение в порядок острова Ян-Майен в Норвегии предусмотрен бюджет около 1 млн долл. США в год в течение 8 лет. Известно, что реальные затраты при проведении таких работ повышаются почти в два раза по сравнению с первоначальными сметами.

Эти работы обозначены как «зеленое» строительство, и уже выработаны системы их сертификации. Первой системой стала сертификация BREEAM (British Building Research Establishment Environmental Assessment Method), которая была введена в 1990 г. в Великобритании. Она ориентирована в основном на повышение эксплуатационных характеристик зданий. В США в 1998 г. появилась система сертификации LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design - «Лидерство/Руководство в энергетическом и экологическом проектировании»). В 2009 г. вышел новый стандарт LEED, рассматривающий прилегающую территорию, материалы, энергию и атмосферу здания, эффективность использования водных ресурсов, новые стратегии в проекте и инновации. Системы BREEAM и LEED послужили примером для разработки большого числа собственных систем сертификации «зеленого» строительства во многих странах мира, включая Китай. Собственная система сертификации появилась в Германии. Новая Зеландия и Южная Африка адаптировали для себя австралийскую систему «Green Star» (адаптирована к специфике австралийского рынка и особенностям климата). В России пока нет своей системы сертификации, но можно позаимствовать из зарубежного опыта лучшее и наиболее подходящее к нашим климатическим условиям.

Перед проведением работ подобного масштаба проводится оценка степени экологической опасности долговременного загрязнения природы, ледников, рельефа и микрорельефа местности, измененных в ходе хозяйственного освоения территории, загрязнения водных и прибрежных территорий. Сделано уже немало. Разработаны станции автоматических наблюдений. Опубликованы результаты гидро- и геохимического мониторингов содержания тяжелых металлов в придонных водах и донных отложениях в Печорском море. Совместно с учеными из Норвегии (с обеих сторон участвовали 130 экспертов из 20 институтов и организаций) сделана оценка состояния экосистемы Баренцева моря; разработано и утверждено руководство по нефтяным и газовым работам в Арктике от момента геологоразведки до ликвидации комплексов добычи. Кроме того, уже определены зоны экологически критического состояния территорий архипелага Земля Франца-Иосифа и в 2012 году выделены средства на ликвидацию загрязнений.

«Нас радует, что сейчас морская среда арктических морей, включая донные отложения, техногенно не нарушена, исключение составляют Кольский залив и отдельные заливы архипелагов, – сообщил заместитель директора по геоэкологии Научно-производственного предприятия по морским геологоразведочным работам «Севморгео», начальник Центра мониторинга геологической среды Балтийских и Арктических морей Олег Корнеев. – Но от отдельных работ в Арктике пора переходить к воплощению стратегического плана хозяйственного освоения и решать все вопросы на государственном уровне, в том числе и контроль за недро- и природопользователями».

Сегодня промышленный и бытовой мусор (80 тыс. куб.м) составляют львиную долю отходов, которые необходимо каким-либо образом утилизировать. Кроме того, предстоит избавиться от 18,5 тыс. тонн металлолома (старая техника – тракторы, самолеты, РЛС; бочки из-под горючего и т.п.) и 7,3 тыс. куб.м горюче-смазочных материалов. Для этого придется использовать любые средства вплоть до разлагающих отходы бактерий, которые способны «работатать» при низких температурах (+1оС).

«То, что мы реально видим на месте, порой, не совсем соответствует цифрам, – возмущается почетный полярник, президент Экспедиционного центра «Арктика» Русского географического общества и организатор 20 высокоширотных экспедиций в Арктике и Антарктике Владимир Чуков. – Никакие бактерии бочки не разрушат и не съедят. Бочек столько, что их и не сосчитать. Это просто катастрофа какая-то. Тем не менее, каждая валяющаяся железячка может оказаться артефактом – затерявшимся следом какой-нибудь экспедиции, ведь мусор в нашей Арктике копился с 1930-х годов, а, может, и раньше. И ничего за это время оттуда не пытались вывозить!» Но, главное, подчеркивает почетный полярник, принадлежность и значимость арктических территорий определяется тем, что там жили и живут люди. Ясно, что на приведение Арктики в порядок потребуются масштабные затраты времени и средств, быстро вывезти вековые залежи не удастся. По словам Марины Некрасовой, например, есть предложение (как одно из решений проблемы) создать на территории Национального парка «Русская Арктика» (о. Гукера, Земля Франца-Иосифа) филиал Музея отечественного тракторостроения.

Площадь российского павильона на ЭКСПО-2012 составляет 950 кв.м, девиз – «Океан и Человек – Путь от прошлого к будущему». Логотипом стал голубой куб, состоящий из воды, а талисманом – очаровательный белый медвежонок. Подробности – на официальном сайте: Russia EXPO-2012. Ожидается, что за время работы выставки павильон России посетят не менее 400 тыс. гостей, а всю ЭКСПО-2012 – около 8 млн человек.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Татьяна Новгородская


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее