Открытки: история борьбы за национальную свободу
Коллекция почтовых открыток конца XIX – начала ХХ веков из Австро-Венгрии отражает этнический состав и настроения в обществе.
До Первой мировой войны население Австро-Венгерской империи было представлено примерно десятью национальностями. Считалось, что Австро-Венгрия — это прообраз соединенных штатов Европы, идеальный конструкт, в котором представители разных этносов мирно сосуществовали. Однако изыскания профессора Хайнриха Пфандля из Классического университета Граца показали, что это не так.
Установить факт притеснения немцами и венграми остальных народов помогли почтовые открытки того времени. Их использовали абсолютно все и в самых разных случаях, так как они были главным средством массовой коммуникации (телефон еще не стал доступным для всех, а телеграммы стоили дорого). Оперативная доставка почты (3 раза в день с большой скоростью) позволяла людям из совершенно разных городов быстро обмениваться информацией. Например, открытка, посланная в Черновцах в понедельник, могла быть доставлена во вторник или в среду в Триест, Любляну или Вену. К слову, расстояние между Черновцами и Любляной — 1243 км, а речь идет о начале ХХ века и соответствующих технических возможностях. Тем не менее, согласно статистике, в 1900 году в Европу было отправлен 1 млрд открыток.
Хайнрих Пфандль собрал солидную коллекцию открыток конца XIX – начала ХХ вв. В альбоме ученого насчитывается 500–600 настоящих открыток и еще 2 тысячи электронных копий. Помимо прочего, открытки отражают бытовой язык и настроение тех людей, которые их отправляли. Выяснилось, что лишь австрийские немцы и венгры – так называемое «национальное большинство» – чувствовали себя господами на этой территории, а остальные этносы на территории австро-венгерского государства были германизированы или мадьяризированы (слиты с венграми).
Это коснулось, в частности, национальных языков. Язык живет, если им пользуются. Однако когда носителей остается 100-200 человек, язык умирает. Если на территории большого государства со своим языком остается 20 семей, представляющих один этнос, то они практически перестают говорить на родном языке, потому что все они — билингвы. В случае с Австро-Венгрией широкие слои населения знали немецкий и венгерский, а между тем родные языки словенцев, хорватов и остальных использовались все реже и реже.
Открытиями в этой области профессор Пфандль поделился с русскоязычными слушателями на II Международном симпозиуме «Австрия как культурный центр Европы», организованном Институтом социальных и политических наук Уральского Федерального Университета.