Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Музей декоративно-прикладного искусства Лицея традиционных искусств народов Забайкалья №38. Экспонат "Костюм казака Забайкалья"

Оценить:

Рейтинг: 3.18


Автор: Ковригина Анастасия Игоревна (Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск).

МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ

Я регулярно читаю журнал «Наука и жизнь». Очень интересные статьи напечатаны о малых музеях России. Прочитав статью З.Коротковой «Тульский пряник», была очень удивлена, что существует музей пряника. Ознакомившись с условием конкурса, я подумала, что неплохо было бы написать и о нашем музее. Я учусь в Лицее традиционных искусств народов Забайкалья в Республике Бурятия. Мы изучаем традиции, фольклор, костюмы народов Забайкалья. Музей образован сравнительно недавно. Ему всего два года, хотя экспонаты для музея собирались давно. Мне кажется, что именно с таких малых музеев начинается история. Я хочу рассказать об одном экспонате, это костюм казака Забайкалья. Хотя экспонатов в нашем музее много, и каждый может рассказать свою историю.

Костюм Забайкальского казака меня заинтересовал как будущего специалиста дизайнера. На табличке написано: « Дар музею от внука потомственного казака Юрия Назимова», нашего выпускника, казака из казачьей станицы Шарагол Республики Бурятия, что на границе с Монголией. В записях музея собран материал о том, как жили и служили казаки на юге нашей Бурятии. Шарагол - это казачья станица, где в основном проживают потомственные казаки. До сих пор в этой станице служат их дети и внуки, охраняют границу. Все соблюдают заповеди, завещанные им предками. А костюм, заинтересовавший меня, принадлежа прадеду Юрия Назимова, Петру Дмитриевичу Назимову. Его внук рассказывал, что у деда было все обмундирование: сбруя для коня, шашка, папаха. И он часто повторял, что потерять шашку и шапку казак может только с головой. Именно от него, от своего деда, он услышал народную казачью песню о проводах казака на службу, в которой есть строки о том, что форма казака сшита руками близких и она может оберегать его. Оказывается, на самом деле казачки шили одежду для своих родных, идущих на службу. Как будущая портная, я обратила особое внимание на то, как оформлен мужской костюм, какими аккуратными являются строчки и стежки. Мастерство рукодельницы, которая шила этот мундир, меня поражает, сколько любви она вложила в свою работу! Это военная форма, состоящая из синих шаровар с лампасами, тужурки, пояса, и фуражки. До середины 19 века в употреблении у казаков были темно-синие куртки с небольшими фалдами и с красным воротником, обшлагами, погонами, с серыми панталонами с красной нитью, имелись также сапоги с железными шпорами и шапка с красным верхом. А позже это обмундирование было заменено на темно-синий чекмень. Чекмень - это верхняя мужская одежда, полукафтан на крючках со стоячим воротником и со сборками сзади. Каждая деталь костюма имеет свое значение. Например, лампасы. Они возникли в глубокой древности и у казаков они означают принадлежность к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Вот именно такой костюм хранится в нашем музее. Экспонаты малых музеев позволяют нам, молодому поколению, понять самобытность, вызвать интерес, понять быт и нравы народа. Чистота линий покроя, строгость, сочетание цветов этого костюма подтолкнули мне выбрать тему для моей дипломной работы. Я обязательно буду шить одежду и изучать казачьи традиции и, может быть, в будущем открою свое собственное дело. Наряду с пошивом казачьей одежды буду помогать сохранению казачьих традиций и заветов предков. Я считаю, что экспонаты в малых музеях позволяют нам познать историю своего края. Директор ГОУ НПО ЛТИНЗ №38: Куприянов Анатолий Александрович.

Заведующий музеем, экскурсовод: Пахомова Валентина Николаевна.

Адрес музея: 671050, Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск, ул.Ленина, 11, ГОУ НПО «Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38».

Телефон: 8(30140)21-3-82.

E-mail: nachalnoe@mail.ru.