Что нам сулят клеточные технологии?

Начало: 01.02.2007 | Окончание: 21.02.2007

Смолянинов Александр Борисович

Доктор медицинских наук, Генеральный директор Покровского банка стволовых клеток Центра клеточной и генной терапии («КриоЦентр Санкт-Петербург»).

Александр Борисович окончил Военно-медицинскую академию в 1988 г., там же в 2000 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Вопросами клеточной и генной терапии занимается с 2000 г. В настоящее время занимается исследованиями в области клеточной медицины, изучает механизмы терапевтического действия стволовых клеток в кардиологии, гепатологии, эндокринологии, нейрохирургии, неврологии, травматологии и ортопедии, стоматологии.

Александр Борисович Смолянинов – автор 317 научных работ, из них 9 учебных пособий, руководство для врачей, 2 монографии. Последняя монография «Основы клеточной и генной терапии сердечно-сосудистых заболеваний» вышла в свет в 2005 г. Александр Борисович также автор 9 изобретений, из которых четыре – изобретения в области применения стволовых клеток при различных заболеваниях.

Александр Борисович – заместитель главного редактора журнала «АГ-инфо» («Акушерство&Гинекология-инфо»), издаваемый Российской ассоциацией акушеров-гинекологов, в котором курирует раздел клеточных и генных технологий. Он также входит в редакционный совет журнала «Технология чистоты» Ассоциации инженеров по контролю микрозагрязнений.
Имеет почетное звание «Заслуженный рационализатор Российской Федерации».

Просмотров: 18371 | Комментариев: 1

Вячеслав
Здравствуйте, Уважаемый Александр Борисович!
Хочу задать вопрос, касающийся этической стороны вопроса. Существует ли этический кодекс для исследований с использованием клеточных технологий и чем руководствуются ученые при проведении экспериментов с использованием данных технологий?
С уважением,
Вячеслав.

Смолянинов Александр Борисович
Этическая сторона применения клеточных технологий – это одна из самых горячо обсуждаемых тем в научном мире. Во многих странах созданы специальные этические комитеты, которые контролируют научные исследования и применение клеточных технологий в лечении пациентов. В России также создан этический комитет, который регламентирует проведение иссле-дований с использованием клеточных технологий.

В конце своего интервью хочу выразить благодарность своим коллегам, которые помогали отвечать на вопросы: специалисту по клеточным технологиям кандидату медицинских наук Д.В. Булгину, специалисту по генным конструкциям доктору медицинских наук И.В. Паленной. Большое спасибо аудитории слушателей журнала «Наука и жизнь» за проявленный интерес и заданные вопросы. Мы приглашаем глубокоуважаемых слушателей посетить новый сайт http://www.stemcellbank.spb.ru

С уважением доктор медицинских наук Смолянинов А.Б.

Роман Флореску
Александр Борисович, каков Ваш прогноз развития клеточных технологий? Спасибо. С уважением Роман Флореску.

Смолянинов Александр Борисович
На сегодняшний день клеточные технологии – это самая динамично развивающаяся область современной науки, как я уже говорил, 21 век – это век клеточных технологий в медицине и биологии. Ученые, используя клеточные технологии, разрабатывают методы лечения таких тяжелых недугов человека, как злокачественные опухоли, заболевания сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и иммунной систем. Большое значение приобрело исследование стволовых клеток раковой ткани. Идет накопление ДНК-информации, создаются банки стволовых клеток раковой ткани. Проводятся исследования по выявлению наиболее эффективных химиотерапевтических препаратов на основе их воздействия на клеточную линию стволовых клеток выделенных из опухолевой ткани.

То, что делается уже сегодня (заготовка, хранение и использование стволовых клеток пуповинной крови, костного мозга), только самое начало клеточных и генных технологий. Если условно сравнить с авиацией это при-близительно как самолеты братьев Райт в начале авиастроения. И нам предстоит пройти огромный путь в XXI веке, чтобы построить современный ком-фортабельный авиалайнер, имя которому клеточная и генная терапия.

Прогресс в науке и медицине не остановить. Постепенно в XXI веке будут формироваться научно-производственные комплексы, которые будут иметь замечательную техническую базу соответствующую GMP-стандарту, хорошо обученный персонал, владеющий методиками клеточных и генных технологий. В высших учебных заведениях страны начнут преподавать основы клеточной и генной терапии, готовить специалистов для будущих цен-тров.

Татьяна
Объясните, пожалуйста, почему Вы так противопоставляете "российские" клеточные технологии и "в мире"? Разве наука не едина? Что же, все, что делается в нашей стране в этой области - не наука? И только Ваш Центр в этом смысле выделяется?
Поясните, пожалуйста, почему российская "клеточная косметология" к клеточным технологиям на самом деле не имеет никакого отношения. Что в ней не так?
Скажите, пожалуйста, а разве за рубежом клеточная терапия уже разрешена к применению? По-моему и там еще все находится на стадии клинических испытаний?

Смолянинов Александр Борисович
К сожалению, уважаемый читатель, наука в России и наука за рубежом – это разные вещи. Ранее я уже отмечал, что все серьезные научные открытия в России в области физиологии и медицины были сделаны в период 1950-1980 гг. прошлого столетия. Мы безнадежно отстали от мировой науки. Но это не значит, что научный потенциал России исчерпан. Нет, как раз именно наши ученые двигают мировую науку вперед, только делают они это в лабораториях и научных центрах за рубежом, и платят им за работу правительства других стран. Следовательно, все права на научные открытия, сделанные нашими соотечественниками, принадлежат тем, кто финансирует эти исследования.

Наш Центр действительно выделяется – мы частная медицинская компания и не получаем пока финансовой помощи от государственных структур, но мы сумели найти возможность заинтересовать и вернуть наших специалистов, работавших в других странах, таких как США, Япония. Мы действительно этим гордимся.

Тепераь отвечаю на вопрос, почему российская "клеточная косметология" к клеточным технологиям на самом деле не имеет никакого отношения. Что в ней не так?
Потому что в России не существует сертифицированных лабораторий, специализирующихся на клеточной косметологии. Все, что делается в этой области – слабые попытки организовать такие лаборатории, но пока безрезультатно.

С другой стороны, в России уже имеется предприятие «НПК ИНВАР», ко-торое может проектировать производства и чистые помещения, занимается аттестацией проектов, обучает специалистов (www.invar-project.ru). Руководит предприятием А.Е. Федотов. Это предприятие расположено в Москве, и оно в состоянии спроектировать и построить сертифицированную лабораторию для клеточных технологий, но пока ни врачи, ни косметологи к ним не обращались.

Разрешена ли клеточная терапия к практическому применению за рубежом?
Действительно, за рубежом клеточная терапия не имеет повсеместного применения в клинической практике, как другие виды лечения, но учитывая широкий спектр возможностей клеточной терапии, в некоторых отраслях ме-дицины использование клеточных технологий уже разрешено. Кроме того, зарубежные Центры, специализирующиеся на использовании клеточных тех-нологий, при отсутствии законодательной базы проводят такое лечение, обозначая его как клинические испытания, что не противоречит законодательству. Более того, трансплантация костного мозга больным, страдающим заболеваниями крови, официально разрешена и практикуется на протяжении де-сятилетий – это самая настоящая клеточная терапия. Кроме этого, трансплантация стволовых клеток костного мозга или применение гранулоцитарного колонийстимулирующего фактора у больных при ишемической болезни сердца насчитывает уже 2 года.

Александр
Уважаемый Александр Борисович, проводятся ли в настоящее время в России и в Вашем центре, в частности, научные исследования, связанные с использованием новых клеточных технологий в лечении ИБС? Если да, то какие результаты лечения? Как попасть к Вам на консультацию?

Смолянинов Александр Борисович
Исследования проводятся, мы имеем запатентованные технологии приме-нения клеточной терапии при ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда. В рамках нашего Центра клеточной и генной терапии мы проводим с рядом высших учебных заведений Санкт-Петербурга исследования в области мониторинга стволовых клеток при инфаркте миокарда (Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования) и при хронической сердечной недостаточности (Санкт-Петербургский Государственный университет, медицинский факультет). Д.А. Кириллов, сотрудник Центра клеточной и генной терапии, выполняет совместно с Санкт-Петербургским медицинским университетом имени ака-демика И.П. Павлова исследование по применению аутологичных мезенхи-мальных стволовых клеток у больных инфарктом миокарда. С нами активно работают в этом направлении профессора Б.В. Афанасьев, А.Г. Обрезан, А.Л. Арьев, В.П. Орлов. Наши телефоны и адрес имеются в интернете на сайте http://www.cryocenter.spb.ru для консультаций.

Елена
Уважаемый Александр Борисович, объясните, пожалуйста, почему клеточные технологии уже с успехом используются в травматологии, лечении ожогов, артритов, сердечно-сосудистых заболеваний и др., а, например, в косметологии не используется? При этом главный аргумент: возможные побочные явления и осложнения от применения клеточных технологий еще не изучены. Как же это получается? В приложении к одним болезням - изучены, а к другим - нет?

Смолянинов Александр Борисович
Уважаемая Елена! «Клеточные технологии» в косметологии, которые применяются в нашей стране, крайне опасны для здоровья, пожалуйста, об-ращайтесь за квалифицированной консультацией. К сожалению, применение методов клеточной терапии очень дорогостоящее. То, что сегодня используют отечественные косметологи, не соответствует понятию клеточные технологии. Это и «диплоидные клетки», и «стволамин», и «стволовые клетки фетальных тканей».

Что касается настоящих клеточных технологий и косметологии, то это направление также как и лечение многих заболеваний, очень важно и оно, конечно же, активно развивается в современной косметологии.

И.Е.Гортунов
Уважаемый Александр Борисович, Здравствуйте! Благодарю за столь содержательный ответ. Между тем, я хотел спросить совершенно о другом: мне представляется, что без четкого понимания механизмов работы системы развития и сохранения целостности организма (СРиСЦО) практическое использование стволовых клеток для лечения животных и человека может и должно приводить к не предусмотренным, случайным и негативным результатам. Это и наводит на мысль о методах «научного тыка». Простите за такое выражение, к Вам лично это не относится. Интересно,как далеко продвинулась наука в изучении СРиСЦО? Можно ли с уверенностью прогнозировать результаты лечебного воздействия стволовыми клетками и в каких случаях? Спасибо.

Смолянинов Александр Борисович
Уважаемый читатель! Хочу Вас заверить, что Центр, который я воз-главляю, не работает методами «научного тыка» и этому есть документальные свидетельства. На сегодняшний день, мы единственные в России, кого признали за рубежом. В октябре 2006 года состоялось рабочее совещание во Всемирной Организации Здравоохранения по проблемам применения клеточных технологий с нашим непосредственным участием.

Стволовые клетки – это революция в современной медицине. Только хотелось бы Вас предостеречь – не пользуйтесь информацией, о клеточных технологиях, которая пуб-ликуется на страницах «желтой прессы». Пожалуйста, обращайтесь к нам.

Otabek
Как клеточные технологии могут помочь в разработке лекарства от псориаза? Спасибо!

Смолянинов Александр Борисович
Уважаемый читатель, псориаз – это заболевание, в основе которого лежат нарушения в иммунной системе. Одно из направлений развития клеточных технологий – разработка методов коррекции патологии иммунной системы. Самым перспективным направлением в лечении псориаза на сегодняшний день является использование аутологичных мезенхимальных стволовых клеток.

Много работ по данной проблематике представляют специалисты по клеточной терапии из Китая, где этот метод лечения применяется широко. Их работы опубликованы в открытой печати на сайте www.pubmed.com – там Вы найдете много полезной для себя информации.

Чубарев А.Н.
Уважаемый Александр Борисович! Как можно гарантировать безопасность стволовых клеток генетически не идентичных клеткам пациента? Ведь пока раскрыта только небольшая часть принципов работы генома в клетке, не все ясно в сплайсинге, а работа по выяснению роли т.н. "мусорной" ДНК, а это 90% генома человека, только началась. Только недавно выяснилось, что это совсем не "мусор". Не этим ли незнанием объяснаются неопределенность результатов поспешных случаев применения клеточных методов на практике?

Смолянинов Александр Борисович
Безопасность стволовых клеток проверяется специальными методиками, на специальном оборудовании – это позволяет выявить наличие тех или иных мутаций генов, которые являются инициаторами развития опухолевых и наследственных заболеваний. Эти технологии отработаны и применяются во всех сертифицированных медицинских центрах, использующих клеточные технологии в лечении.

Однако неполная изученность вопросов экзонно-интронной теории строения генов не может, является причиной неудач аллогенной трансплантации, причиной этого явления является, как правило, реакция «трансплантант против хозяина».

Сегодня можно услышать, что появилась процедура выполнения генетического паспорта. То, что делают в России, отстает от разработок по генетическому паспорту в западных странах. Одно из последних открытий – это индивидуальная расшифровка генома каждого человека. Стоимость такой процедуры до 2000 долларов США. В течение года оборудование для проведения такой расшифровки появится и в России. Тогда можно будет с высокой точно-стью, зная свой геном, прогнозировать возможное развитие заболеваний у данного конкретного человека.

Михаил
Скажите, пожалуйста, а к какому году клеточные технологии будут использоваться на практике повсеместно?

Смолянинов Александр Борисович
Уважаемый Михаил, клеточные технологии уже активно используются, но что касается повсеместного их использования – это зависит, прежде всего, от уровня экономического и научного развития стран. Делать какие-либо прогнозы относительно глобализации клеточных технологий крайне затруднительно.

В тоже время уже сегодня клеточные технологии применяют активно в терапии гематологических заболеваний, инфаркта миокарда, хронической сердечной недостаточности, хронического гепатита, сахарного диабета, критической ишемии нижних конечностей, травм спинного и головного мозга, рассеянного склероза, ревматоидных артритов, артрозов и др. Всего около 150 заболеваний. Применение идет в таких странах как Австралия, Англия, Германия, США, Япония. Но применяют для терапии исключительно аутологичные мезенхимальные стволовые клетки, т.е. стволовые клетки, полученные из собственного костного мозга или стволовые клетки пуповинной крови.

Применение стволовых клеток из фетальной ткани (абортного материала) запрещено во всем мире по этическим соображениям. Этот метод считается методом, который применялся в средние века, когда представления о медицине были далеки от совершенства сегодняшнего дня. Фактически применение данного вида терапии это обман тех пациентов, которые ее прошли.

Сегодня, когда развиваются клеточные и генные технологии, важно заложить свой материал, или клеточный материал ребенка в банки стволовых клеток. Банки стволовых клеток – это своего рода страховка на будущее. Женщина рожает, пуповинную кровь ребенка отбирают, кладут в банк стволовых клеток на случай, если с ребенком случится что-то неблагоприятное.

Клетки хранятся в азоте десятки лет, их можно разморозить и использовать при лечении. Точно также в банке стволовых клеток можно разместить стволовые клетки костного мозга для хранения на будущее.

В экономически развитых странах есть так называемые общественные банки, когда государство субсидирует забор пуповинной крови у рожениц с тем, чтобы набрать определенное количество образцов. Чтобы подобрать донора, нужно 25—30 тысяч образцов, никак не меньше. У нас (в России) пока, к сожалению, только один общественный банк стволовых клеток (г. Москва), созданный при поддержке Правительства г. Москва. Там уже около 1,5 тысячи образцов. Другие банки стволовых клеток – частные и они осуществляют только именное хранение («КриоЦентр» и «Гемабанк»).

Ирина Васильевна
Какие практически применения сегодня уже имеют клеточные технологии? Недавно, в связи с историей ампутации руки у грудного ребенка из-за вречебной ошибки (в Краснодарском крае), прошла информация, что родителям этой девочки французские медики предложили "наращивание руки". Что имелось ввиду - клеточные технологии?

Смолянинов Александр Борисович
На сегодняшний день клеточные технологии с успехом применяются в травматологии и ортопедии – при лечении болезней суставов, переломов. Клеточная терапия активно применяется в ожоговых центрах, при заболеваниях системы органов кроветворения, болезнях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях центральной и периферической нервной системы, болезнях печени, поджелудочной железы.

Но хочу обратить Ваше внимание, что все эти технологии на-шли широкое применение в зарубежных медицинских центрах и клиниках. В нашей стране, к сожалению, клеточные технологии развиваются только на страницах «желтой прессы» и в крайне нега-тивной интерпретации. У государства нет средств на развитие этого направления, а возможно имеет место непонимание со стороны го-сударственных чиновников перспектив развития клеточных техно-логии и роли их в современной медицине. Все работы в этом на-правлении ведутся за счет частных инвестиций.

Что касается предложения французских медиков о "наращи-вание руки" для маленькой девочки, то речь в данном случае идет о создании протеза на основе биополимерных материалов, имити-рующих настоящую конечность. Технологий создания целых органов (включая конечности) в настоящее время в мире не существует. Но работы в этой области активно ведутся.

Возможно в недалеком будущем, мы получим эти уникальные технологии.