Юрий Иосифович Александров
Мораль из культуры деться никуда не может. Почему?
Первое. Потому что мораль характеризует, с моей точки зрения (которая во многом совпадает с точками зрения других авторов), наиболее базовые элементы культуры, с которых началось формирование всех культур.
Второе. Поскольку культура развивается путем наслоения новых элементов на предыдущие, эти основания, которые в ней заложены, есть у всех обществ, и они более менее сходны.
Третье. Поскольку эти основания расположены в очень больших глубинах культуры, часто они не могут быть выражены вербально. Наш моральный выбор определяется интуитивно. Я считаю, что вербальное обоснование морали дается постфактум. Существуют врожденные моральные правила. Более того, согласно А. Хаузеру, у нас есть орган морали. Это значит, что мы не можем потерять мораль, поскольку существуют специальные нейроны, которые ею «заведуют». Но чтобы мораль превратить в нравственность, нужна культура (если поместить ребенка в стаю волков, у него не возникнет язык, то же самое с нравственностью).
Культура в разных обществах имеет общие основания – культурные универсалии. Например, культурной универсалией является установка «нужно почитать родителей». Другое дело, как это делать? Древнегреческий историк Геродот приводил такой пример: греки жгли родителей, тем самым, почитая их, а некие индийские племена своих родителей съедали. «Во время своего царствования Дарий позвал к себе эллинов, состоявших при нем на службе, и спросил их, за какую плату они согласились бы съесть своих умерших родителей. Те ответили, что ни за что не сделают этого. После этого Дарий позвал индийцев, именно так называемых калатиев, которые поедают своих родителей, и спросил их в присутствии эллинов, причем переводчик объяснял смысл ответа: за какую плату согласились бы они умерших родителей предать огню? Калатии отвечали громкими восклицаниями и требовали, чтобы он не богохульствовал».
Поэтому можно не беспокоиться о том, что мораль пропадет, но поскольку культура все время развивается и дифференцируется, эти универсалии принимают разные формы, и будут развиваться по-разному. Поскольку мораль напрямую связана с эмоциями, другие трактовки одних и тех же универсалий могут вызывать сильное отторжение. Поэтому гнев людей из либерального общества по поводу азиатского отсутствия свобод понятен. Также как и гнев людей по отношению к «нехорошему» либеральному обществу.
Хочу подчеркнуть, что мораль – это не некий список поведения. С этой точки зрения девять заповедей не очень правильная форма морального обучения. Те есть, поскольку моральные решения появляются интуитивно, это внутренний процесс. Если же моральные нормы приносятся извне и трактуются вербально, это уже не мораль, а закон. Совершенно точно разницу между моралью и законом сформулировал Кант: «Закон – извне, мораль – внутри». Когда я получаю это изнутри – это императив, я поступаю так и не могу иначе. Если извне, и если «никто не видит», можно это не выполнить, надуть – и никаких проблем. Более того, я могу совершить нехороший поступок, потом заплатить деньги и получить индульгенцию. Иначе говоря, какой эффект оказывает вербализация моральных норм на их соблюдение – это предмет специального исследования. Я думаю, что совершенно необязательно, что этот эффект положителен.