Когда, как и почему человек перестанет стареть?

Начало: 24.09.2015 | Окончание: 01.10.2015

Скулачев Владимир Петрович

Владимир Петрович Скулачев – академик РАН, профессор, ведущий российский биохимик, директор НИИ физико-химической биологии, декан факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Как увеличить продолжительность здоровой жизни и в 80 лет не чувствовать себя старым и больным? Почему в клетках запускается процесс самоуничтожения и как его контролировать? Сколько может прожить человек? Когда в аптеках появится лекарство для продления жизни? На эти и другие вопросы отвечал Владимир Петрович Скулачев и члены его команды, авторы книги «Жизнь без старости».

Просмотров: 30699 | Комментариев: 227

Александр Шохнин
Употребляет ли Владимир Петрович сам SkQ1? Когда уже можно ожидать в аптеках лекарство от старости? Как дорого оно будет стоить? Есть ли давление со стороны правительств по этому вопросу? Особенно в Китае и Индии, где и без того много людей.

Скулачев Владимир Петрович
Да, я принимаю SkQ1, хотя и достаточно недавно. Вещество было получено еще в 2005 году, но стабильная лекарственная форма, пригодная для приема внутрь была нами разработана существенно позже. Да и с приблизительными дозировками для человека мы еще до конца не разобрались. Но я подумал, что, коль скоро мы готовы дать это вещество добровольцам, в клинических исследованиях, то я как его изобретатель просто обязан попробовать его первым.

Как я говорил в ответах на другие вопросы, лекарство (не от старости, а от конкретных старческих болезней) может появиться в аптеках года через 3. После завершения клинических исследований. По моим соображениям, стоить оно будет не очень дорого. Сопоставимо, скажем, с современными антибиотиками. Хотя это здорово зависит от того, насколько весело пойдет дальше наш проект и будут ли у нас деньги на организацию крупномасштабного производства. При выпуске большими партиями вещество стоит не очень много в производстве. По поводу давления «правительств Китая и Индии» - нет, ничего такого не было. Кстати, совершенно не факт, что увеличение продолжительности жизни людей приведет к перенаселению. Пока в развитых странах наблюдается обратная тенденция и очень сильная.

Андрей Набойченко
Существуют ли фундаментальные биологические принципы, запрещающие сколь угодно долго продлевать жизнь? Какие могут быть гипотетические пути их обхода, и как быть с небиологическими факторами окружающей среды и законом больших чисел (чем дольше человек живет тем ближе к единице вероятность умереть от внешней причины)?

Скулачев Владимир Петрович
Очень непростой вопрос. Существуют живые организмы, которые настолько хорошо умеют регенерировать свои ткани, что их можно считать практически бессмертными. Например, это некоторые морские беспозвоночные. Хотя их бессмертие, конечно же, весьма условно. От попадания в желудок кита или рыбы они совершенно негарантированны. А там уж никто не выживет.

Возможно ли такое для человека? На данном этапе развития биологии – нет. В будущем – сложно сказать. Но во второй части своего вопроса Вы сами указали правильный ответ. Помимо старения и всевозможных внутренних факторов, ограничивающих нашу жизнь, всегда есть шанс, грубо говоря, попасть под грузовик. Так что бесконечного продления жизни отдельно взятого человека добиться, боюсь, невозможно. Да это и не нужно, по нашему мнению.

Людмила Сычева
Маме моей знакомой сейчас 93 года. Она страдает потерей памяти и из-за этого все время находится дома. Когда она приходит в себя, то жалуется своим детям, что ей такая жизнь не нравится, не хочет она жить таким образом: все время сидеть взаперти. Такая вот она – старость. Можно ли избежать подобной старости и до смерти вести активный образ жизни?

Скулачев Владимир Петрович
Вы очень точно сформулировали нашу главную задачу. Это вовсе не продление жизни вообще, а продление молодости, здоровой и активной жизни. В английском языке даже придумали специальное слово: healthspan – время здоровой жизни, по аналогии с lifespan - продолжительность жизни. У нас нет уверенности, что люди захотят жить дольше официально зарегистрированного рекорда – 122 года. Но мы точно убеждены, что все были бы не против чувствовать себя, скажем, 40-летними до 70, 80, 90 лет. И поменьше болеть возрастными болезнями. Согласно нашим представлениям о том, как устроено старение, такое продление healthspan вполне возможно. Надо лишь затормозить работу программы старения, которая запускается вовсе не в 93 года, а гораздо раньше, и поначалу мы просто не замечаем ее работы.

Оксана Колесникова
Как я поняла из предыдущего интервью, механизм действия предполагаемого «средства от старости» направлен на «отключение» процесса самоуничтожения клеток. Вряд ли это действие будет направлено избирательно только на здоровые клетки, поэтому велика вероятность увеличения числа клеток с измененной структурой, например раковых клеток (которые, к тому же, размножаются гораздо быстрее нормальных). В связи с этим много вопросов. Во-первых, удается ли вообще продлить жизнь с помощью такого средства? Если да, то значит ли это, что человеку придется выбирать, умереть естественным путем от старости или продлить себе жизнь и умирать от тяжелой болезни? Скорее всего, может оказаться, что действие такого препарата будет носить очень индивидуальный характер (т.е. кому-то он может и сократить жизнь)? Каковы результаты исследований на животных в цифрах, на сколько (или во сколько раз) удается продлить жизнь, к примеру, мышам? И от чего они умирают впоследствии? Проводились ли изучения влияния на морфологию тканей, непосредственно контактирующих с препаратом? Если имеются какие – либо отклонения в экспериментальной группе животных, то носят ли они систематический характер? Как долго проводятся испытания на животных? Планируются ли клинические испытания? Препарат будет регистрироваться как лекарственное средство или это биологически активная добавка?

Скулачев Владимир Петрович
Прекрасный и очень обстоятельный вопрос. Постараемся дать такой же развернутый ответ, хотя, наверное, наиболее полно мы ответили на него в нашей книге «Жизнь без старости». Итак, по порядку.

Не совсем верно, что наше вещество действует на «отключение процесса самоуничтожения клеток» т.е. на процесс апоптоза. Существует множество путей апоптоза и, если вещество будет блокировать этот процесс, то ничем хорошим это не кончится. Апоптоз необходим для правильного эмбрионального развития, для работы иммунной системы, обновления наших клеток, защиты от рака и еще много чего. Среди множества путей самоубийства клетки есть один, завязанный на продукцию свободных радикалов митохондриями. Вот его наши антиоксиданты «притормаживают». При этом, например, на апоптоз, запускаемый в результате появления разрывов в ДНК или добавление определенных белковых факторов, эти вещества никак не влияют. Да и не могут влиять исходя из механизма действия препарата. Но на самом деле, это все не более чем рассуждения. Речь идет о безопасности вещества, а точнее лекарственного препарата. Кстати, отвечая на Ваш последний вопрос, SkQ в принципе не может быть БАДом, только лекарственным препаратом, ну или косметическим средством (если его наносить на кожу и в небольших количествах). Соответственно, необходимо экспериментально развеять Ваши, абсолютно разумные, опасения. Чем мы и занимаемся последние лет 7 и будем заниматься и дальше.

На самом деле именно поэтому SkQ для системного применения пока еще не продается в аптеках – нужно досконально все проверить, а это занимает много времени. Но пока никаких побочных эффектов вещества мы не обнаружили. Испытания проводились на животных (мышах, крысах, кроликах и собаках). Было проведено много опытов, так называемого пожизненного применения вещества. Т.е. животным добавляли его в корм или питьевую воду каждый день, начиная с момента прекращения вскармливания материнским молоком. Кстати, в паре опытов вещество начинали давать родителям еще до зачатия будущих «участников пожизненного эксперимента». И всю жизнь до самой смерти (от естественных причин) отслеживали общее здоровье. А потом проводили патоморфологическое исследование. Кстати, представляете объемы этой работы? В отдельных опытах у нас было по 1000 мышей или крыс. Каждую приходилось несколько лет содержать в специальных комфортных условиях, кормить, проверять некоторые параметры здоровья, иногда брать анализы крови, а потом еще и проводить post mortem обследование каждого животного.

Что мы увидели? Нельзя сказать, чтобы SkQ как-то кардинально увеличил максимальную жизнь в этих экспериментах. То есть, в большинстве случаев, достоверное увеличение было, но на 10-20%, это не так уж и много. Но нам кажется гораздо более важным тот факт, что SkQ практически в 2 раза увеличил healthspan, продолжительность здоровой жизни. Тут есть отличия от опыта к опыту, в зависимости от вида и конкретной линии лабораторных животных. Но, в общем, результат был именно таков.

Возвращаясь к вопросу о влиянии на определенные виды апоптоза. Заметим, что никакого негативного эффекта на развитие эмбриона вещество в наших экспериментах не оказало. Это, в первую очередь, значит, что «магистральные» пути апоптоза SkQ не тормозит.

Очень важный вопрос, связанный с онкологией. Не увеличивает ли вещество вероятность возникновения опухолей за счет подавления апоптоза? Согласно результатам исследований, нет, не увеличивает. Эти эксперименты были проведены в нескольких лабораториях, в том числе специализирующихся именно в этой области, например, в НИИ Онкологии им. Петрова в С.-Петербурге под руководством В.Н. Анисимова. Более того, по предложению проф. Анисимова мы провели отдельный эксперимент по влиянию SkQ на канцерогенез, в котором у лабораторных мышей специально провоцировалось развитие рака введением мощного канцерогена – бензапирена. И после этого часть животных получала значительные дозы SkQ с питьевой водой, а часть осталась контрольной группой. По результатам многомесячных наблюдений, сделанных в рамках эксперимента, выяснилось, что SkQ наоборот задерживал возникновение опухолей.

И, наконец, у нас уже накоплено огромное количество данных по применению SkQ в виде глазных капель. SkQ оказывает местное действие на ткани глаза – роговицу, сосуды глаза, сетчатку и др. В них мы обнаруживаем вполне измеримые количества SkQ. Животным SkQ капали в глаза в течение нескольких лет и каких-то побочных эффектов не обнаружили, не смотря на то, что ткани глаза вообще очень чувствительны к внешнему воздействию. По результатам этих экспериментов нам разрешили перейти к клиническим исследованиям – то есть проверке безопасности и эффективности на человеке. И тут эффекты были только положительные. Кстати клинические исследования мы провели не только в России, но в США, где требования к качеству результатов на животных особенно строги.

В официальных клинических исследованиях препарат применялся 3 раза в день в течение 6 месяцев. А после регистрации этих капель как лекарственного средства и поступления в аптеки некоторые пациенты (офтальмологи их по нашей просьбе отслеживают, это десятки пациентов) капают себе SkQ в глаза уже более 2-х лет. И тоже сообщений о каких-то серьезных нежелательных эффектах нет.

В общем, я практически уверен в безопасности SkQ для здоровья человека. Именно поэтому мы уже начали официальное клиническое исследование на добровольцах системной (пероральной) формы препарата. Надеюсь, что его результаты будут такими же положительными, как и для глазных капель и тогда моя уверенность возрастет еще больше. И в результате мы сумеем сделать лекарство, которое будет бороться с широким спектром старческих болезней и тем самым отодвигать старость на более поздний срок.

Дмитрий Майданюк
Не задумывался ли Владимир Петрович о новых способах доставки SkQ в организм человека. Например, при помощи микрошариков, липосом и других наночастиц? Или же на основе автоматизированной инъекции (как у диабетиков)? Это позволило бы доставлять SKQ во все органы и ткани, а не отдельные (глаз, кожа) как сейчас. Желаю успехов и надеюсь застать радикальные изменения продолжительности и качества жизни в планетарном масштабе.

Скулачев Владимир Петрович
Очень даже задумывался. Вообще, биодоступность может стать главной проблемой создания перорального лекарства с SkQ. У крыс она не слишком велика. Именно поэтому во многих экспериментах нам приходилось колоть SkQ внутривенно или подкожно. Но по предварительным данным биодоступность у собак принципиально выше. А строение нашего ЖКТ, по счастью, ближе к собакам, чем к крысам. Так что есть хорошие шансы, что простое питье SkQ обеспечит достаточное количество вещества в тканях организма. Если же нет – придется обратиться к более сложным способам доставки вещества. В первую очередь к тем, которые Вы очень правильно сформулировали в своем вопросе.

Мы рассчитываем в самое ближайшее время получить ответ на это важнейший вопрос. В идущем сейчас клиническом исследовании мы регулярно берем анализы крови у добровольцев, принимающих SkQ, чтобы масс-спектрометрически померить его количество. После этого мы узнаем, достаточно ли хорошо SkQ проникает в кровь человека при пероральном приеме.

Юрий Захаров
Было объявлено о создании антиоксидантного комплекса, предупреждающего апоптоз, для парентерального введения в Америке. Будет ли реализация такого препарата в России? Вообще, Владимир Петрович один из немногих, кто занимается делом, а не словоблудием – за что ему огромное спасибо!

Скулачев Владимир Петрович
Юрий, большое спасибо за столь лестную оценку. Нам очень важно чувствовать поддержку в нашем весьма непростом деле.

По поводу парентерального (т.е. внутрибрюшинного) введения. Тут есть небольшая путаница. Мы во многих опытах на животных используем этот способ введения SkQ, считая его аналогом внутривенного введения для человека. Под «созданием препарата в Америке» Вы, видимо, подразумеваете одну из наших статей в американских научных журналах, например в PNAS (если ссылка у кого-то не работает, можно посмотреть резюме статьи). Эта работа очень серьезное достижение для нас, но, к сожалению, она не дает возможности зарегистрировать соответствующий препарат в США. Нужно еще провести огромное количество исследований, в том числе и клинических.

Пока мы не планируем регистрацию внутривенной формы SkQ ни в России, ни за рубежом. Очень надеемся, что биодоступности SkQ будет достаточно для перорального применения. Этот препарат (он будет называться Пластомитин) уже поступил в клинические исследования в России. И, конечно же, он появится в России, если успешно пройдет эти исследования, а только потом – в других странах.

Елена Лебедева
Речь идет о приеме препаратов или другом вмешательстве в течение жизни или о вмешательстве в гены на уровне зарождения эмбриона?

Скулачев Владимир Петрович
Речь ни в коем случае не идет о вмешательстве в гены. Из общих соображений, разумеется, это был бы самый радикальный и действенный метод. Но на существующем этапе развития биологии такое вмешательство было бы просто преступлением. Поскольку оно необратимо, а мы еще слишком мало знаем, чтобы предсказать все последствия. Речь идет, конечно же, о применении препаратов, прием которых можно остановить, если «что-то пойдет не так».

Лилия Чаптыкова
Одна из проблем, связанных со старением – снижение слуха. Есть какие-нибудь новости в этом направлении?

Скулачев Владимир Петрович
Мы провели небольшое исследование по этому направлению. Только потерю слуха у лабораторных животных вызывали не старением (далеко не все животные глохнут с возрастом), а применением больших доз антибиотика гентамицина. Это известное побочное действие этого лекарства. И действительно, введение SkQ позволило предотвратить потерю слуха у этих животных. Подробнее результаты описаны в нашей статье (вот ее краткое резюме).

Полную версию можно скачать на сайте издательства Springer.

Игорь Пименов
Когда препарат появится в аптеках?

Скулачев Владимир Петрович
Некоторые препараты с «Ионами Скулачева» (SkQ) уже продаются в аптеках. Это глазные капли «Визомитин» и косметическая сыворотка «Митовитан». Если речь идет о препарате системного действия, т.е. растворе SkQ для приема внутрь (он будет называться Пластомитин), то сейчас идут его клинические исследования. В случае их успешного завершения, через 2-3 года препарат вполне может оказаться в аптеках.

Светлана Горожанкина
Доступно ли будет это каждому жителю планеты?

Скулачев Владимир Петрович
Если наша гипотеза окажется верной и митохондриальные антиоксиданты действительно могут замедлить старение человека, то такие препараты будут доступными для большинства людей. В производстве они не сложнее современных антибиотиков. Другой вопрос, что сейчас и антибиотики не всем доступны. Но я очень надеюсь, что ко времени массового применения наших препаратов ситуация в фармацевтическом мире немного изменится.