Зачем России новый луноход?

Начало: 23.09.2010 | Окончание: 13.10.2010


Николай Дзись-Войнаровский


Николай Дзись-Войнаровский, руководитель проекта «Селеноход», российской команды, участвующей в Google Lunar X PRIZE - международном конкурсе по созданию первого в истории частного лунохода.

В конкурсе, который в сентябре 2007 года объявила всемирно известная компания Google, участвуют 22 команды из 44 стран мира (некоторые команды - интернациональные), в том числе из США, Евросоюза, Японии, Канады, Китая.

«Селеноход» - единственная российская команда. По условиям конкурса первый приз - 20 миллионов долларов - получит та команда, которая первой до конца 2012 года запустит на Луну мобильного робота, причем робот должен успешно прилуниться, преодолеть минимум 500 метров по лунной поверхности и отправить на Землю фото и видео высокой четкости. Ракету, самого робота и любые другие компоненты миссии можно как изготовить самим, так и приобрести, в том числе у государства. Единственное ограничение – все команды должны на 90% финансироваться за счет частного капитала – спонсорами и инвесторами команд.

Просмотров: 46129 | Комментариев: 36


Вопросы и ответы:


Вопрос:

Евгений
Здравствуйте! Вопрос следующий: является ли для вашей команды денежный приз конкурса некой самоцелью, либо же вырученные в случае победы средства и дальше пойдут на развитие частной космонавтики? Подразумевает ли сама программа конкурса какое-либо дальнейшее развитие?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Сам конкурс напрямую не требует от команд дальнейшего развития, но, разумеется, что после победы "Селеноход" продолжит работать в области космонавтики, заниматься разработкой роботов и другой техники, в т.ч. космической.




Вопрос:

Ruslan
Если перейти от любительских проектов с целью удивить публику к чему-то более серьёзному, то позвольте Вам задать несколько вопросов по проблемам освоения космоса:

1. Насколько реалистично говорить об экспансии человека в космос? Не об исследовательских и туристических проектах для очень богатых туристов, а о космических поселениях с постоянно живущим и размножающимся там контингентом?
2. Насколько реалистично говорить об экспансии человека в космос, пока местом жительства будет герметичный сосуд, а парадной одеждой - неуклюжий скафандр?
3. Как Вы относитесь к генетической модификации человека с целью создания подвида Homo Sapiens, специально предназначенного для жизни в вакууме?
4. Что предпочтительнее - поиск планет, подобных Земле, или внепланетные поселения людей с использованием планет как строительного материала для таких внепланетных поселений?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Ruslan, наш проект любительский в том смысле, что мы пока не получаем денег за работу, трудимся на энтузиазме. Но в него на всех уровнях вовлечены профессионалы. И его цель не только удивить публику, но и создать более дешевые средства освоения Луны.

Ваши вопросы очень интересные, по ним не раз высказывались лучшие умы человечества, и я вряд ли смогу что-нибудь к этому добавить. Могу только сказать, что человека еще непонятно когда модифицируют и модифицируют ли вообще а осваивать космос надо уже прямо сейчас.



Вопрос:

Роман
Помнится, в Советском Союзе стремились отправить что-либо куда-либо не только из-за стремления узнать что-то новое, но и чтобы утереть нос капиталистам. Мне кажется, сейчас мы наблюдаем очередной виток такой конкуренции: соревнуются российские (теперь уже частные) разработчики с такими же зарубежными. Не проще ли и не дешевле ли объединиться для работы над общим проектом? С миру по нитке - голому рубашка. А если все по отдельности, мы ещё долго не увидим ни одного аппарата на Луне.

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Роман, действительно, есть такой подход. Американцы называют его Space Wiki Approach, т.е. чтобы космос осваивался человечеством так же, как пишется Википедия - каждое государство писало бы свою "главу" в освоении вселенной. Но мне кажется, что такой подход не сработает, хотя и кажется, что он поможет сэкономить деньги и ускорить экспансию человечества в космос. Вот посудите сами. Когда в первой половине 70-х закончилась Лунная гонка между СССР и США, то исследования Луны постепенно сошли на нет. Но сейчас ситуация изменилась - частично из-за возрождения научного интереса к Луне и во многом благодаря объявленному в 2004 году президентом Бушем возвращению Америки на Луну. Одни государства увидели, что у других есть лунные программы и не захотели отдавать без боя приоритет. В результате мы имеем следующие планы только по посадкам на Луну - "Луна-Глоб" (РФ, 2012), "Луна-Ресурс" (РФ-Индия, 2013), "Чанъэ-3" (КНР, 2013), Selene-2 (Япония, 2015), три американских научных посадочных станции (ориентировочно 2015 год), "Чанъэ-4" (КНР, 2015), частные компании в рамках конкурса Google Lunar X PRIZE (2013-2015). Над посадкой на Луну размышляют европейцы, о чем скоро в ЖЖ "Селенохода" будет пост. А не было бы соревнования, не было бы страха упустить Луну - и большей части этих миссий даже в планах бы не было.

Поэтому конкуренция, с одной стороны, требует больше денег, что удлиняет сроки подготовки миссии, и тут Вы правы. Но с другой стороны - стимулирует правительство и бизнес выделять на космос больше денег и требовать выполнения задач. Лично мне кажется, что положительный эффект перевешивает.



Вопрос:

Андрей
Ваша идея очень впечатляет! От души желаю всяческих успехов. Но почему нужно ездить по луне? Низко летать было бы более познавательно... атмосфера не мешает, снимки получатся, площадь исследования увеличится... Большое видится на расстоянии!

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Действительно, по условия конкурса 500 м можно не только проехать, но и пролететь, проползти и даже преодолеть под поверхностью, как крот. У каждого способа есть свои плюс и минусы. Некоторые команды разрабатывают аппараты для перемещения по Луне с помощью ракетного двигателя.

Мы пошли традиционным путем, и вот почему. Для длительных полетов нужен большой запас топлива, а топливо - это масса, которая крайне нежелательна в нашей маленькой и дешевой миссии.Если же снабдить наш аппарат, допустим, небольшой топливной шашкой, то можно рассчитывать только на однократный прыжок. С другой стороны, колесному аппарату в качестве источника энергии нужна только сравнительно легкая солнечная батарея, благодаря которой он будет ездить туда, куда хочет и столько, сколько хочет, пока светит солнце.

Аппарат на колесах также может остановиться там, где желает, и провести более подробное исследование или съемку. Ведь полет - это высокая скорость, а луноход нужен не для того, чтобы видеть большое с расстояния (этим занимаются орбитальные аппараты), а маленькое в непосредственной близости.



Вопрос:

Хохлов Александр
Николай, вы заинтриговали надписью на реконструируемом сайте, что в новой версии будут отображены изменения в работе команды. Присоединяясь к вопросу об образовании команды, хочу также спросить, как идёт взаимодействие внутри команды, как вы поддерживаете командный дух - нацеленность на победу в конкурсе? Берёте ли вы сейчас новых участников в команду? Какой критерий отбора (необходимость)? Очень меня интересует ещё одно, касаясь духа команды - если вас всё-таки поддержит крупный инвестор, спонсор и т.д. насколько команда сохранит свою самобытность, самостоятельность?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Александр, людей, которые сейчас составляют ядро команды, по большому счету, не надо мотивировать - они энтузиасты освоения космоса, горят идеей. Другое дело, что работать на энтузиазме долгое время трудно, и поэтому Вы правильно подняли вопрос о спонсорстве. Думаю, принципиальных проблем тут не будет - многие команды привлекают и инвесторов, и благотворителей, но те как раз заинтересованы в прогрессе команды, а не в ее разрушении.

Мы постоянно набираем людей. Хотя не все люди, которые интересуются сотрудничеством с командой, закрепляются в ней. Критериев отбора сейчас по сути два - профессионализм и энтузиазм. Область знаний пока не играет определяющей роли, ведь проект еще не разросся и существует множество незакрытых направлений, практически каждому специалисту найдется место.



Вопрос:

Виктор
Расскажите, пожалуйста, как всё началось. Как зародилась идея? Сразу, как был объявлен конкурс? Или...Может быть существует интересная легенда образования команды? Как решились на такой отважный проект? :)

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Легенды пока нет, но, возможно, в будущем ее сочинят наши поклонники.

Было все довольно обычно - сразу, как был объявлен конкурс, собралось некоторое количество увлеченных людей, которые и раньше интересовались частной космонавтикой и хотели заниматься ей в России. Однако довольно долгое время команда раскачивалась, а активную работу мы начали в июне-июле 2009 года.

21 сентября 2009 года наша команда была официально зарегистрирована в конкурсе. Не все участники первоначального состава остались в проекте, ведь все-таки он предполагает довольно большую и серьезную занятость. С другой стороны, после статей в прессе к нам пришло много новых людей.



Вопрос:

Дмитрий В.
Интересный конкурс, давно слежу. Скажите, а какие технологии будут использоваться в вашем проекте, в частности, в самом мобильном аппарате? Это же вообще круто - посадить его на Луну, и чтобы он еще и требования конкурса выполнил! Вот сейчас у нас в стране все говорят про инновации... А у вас есть инновационные технологии в проекте?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Вообще луноход - это такая штука, которая почти полностью состоит из инноваций. Выше, отвечая на вопрос Егора об отличиях от советских луноходов, я перечислил несколько инновационных технологий. Да и сама по себе идея создать частный луноход это тоже инновация, но только не в технике, а бизнесе.


Вопрос:

Игорь Викторович
Здравствуйте, Николай! Налажено ли у Вас взаимодействие с предприятиями нашей ракетно-космической промышленности? Какое у них отношение к проекту? Готовы ли они помочь российской команде опытом/технологиями/консультациями/участием?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Игорь Викторович, в отрасли очень хорошо к нам отнеслись. Подписаны письма о партнерстве с Институтом космических исследований и Институтом прикладной математики, есть взаимопонимание со многими другими организациями. Например, ТЭО для вариант со стартом на ракете "Днепр" написано в НПО им. Лавочкина:
http://community.livejournal.com/selenokhod/10832.html



Вопрос:

Егор
Здорово, что наша команда тоже участвует в конкурсе. Расскажите пожалуйста, что в проекте самое сложное, кроме поиска финансирования? Чем принципиально новый луноход будет отличаться от двух советских моделей? Как дела у конкурентов? Какие, на Ваш взгляд, самые сильные команды?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Советские луноходы большие и тяжелые. Это следствие не только несовершенной электроники, но и того, что изначально они задумывались под пилотируемую программу и должны были транспортировать человека.

Кроме габаритов и кардинально новой электроники у нашего робота будет автономная система навигации, т.е. он сможет двигаться не только по командам с Земли, но и самостоятельно определять маршрут.

Кроме того, советские аппараты были герметичны и обогревались лунной ночью с помощью радиоизотопного источника. Наш ровер негерметичен, на ночь будет "засыпать", а лунным утром после "разморозки" (напомню, ночью на Луне температура опускается до примерно -120 °C) снова приступит к работе.

У конкурентов дела по большому счету так же, как у нас - они пока не нашли требуемого финансирования для покупки ракеты. Так что наши шансы как минимум такие же хорошие.

Наиболее сильными конкурентами мы считаем Odyssey Moon и Astrobotic. С их техническим прогрессом можно ознакомиться на соответствующих сайтах:
http://www.odysseymoon.com/
http://www.googlelunarxprize.org/lunar/teams/astrobotic

Вкратце - у них готовы "бумажные" проекты и готовы прототипы роботов. Еще есть короткий видеоролик о состоянии технической работы в командах:
http://community.livejournal.com/selenokhod/9940.html



Вопрос:

Артём
Как мне кажется, в России ещё нет культуры поддержки подобных проектов частными компаниями. Если Вы решили участвовать в конкурсе, значит, верите, что найдёте финансирование для проекта. Что "подпитывает" Вашу веру?

Ответ:

Николай Дзись-Войнаровский
Это точно - такой культуры нет. Однако государство понимает, что такую культуру надо развивать, появляются госструктуры поддержки инновационных компаний - РВК, Роснано, фонд "Сколково" и др. Постепенно появляются и частные фонды. Со многими из этих структур мы общаемся. Думаю, что рано или поздно процесс получения финансирования сдвинется с мертвой точки. Пока проект существует в основном на деньги участников.

Кстати, частные лица тоже могут поддержать наш проект небольшими деньгами:
http://lt.selenokhod.com/






Текст сообщения*
:D :) ;) 8-) :angel: :?/ :( :lol: :lolz: :o :| :evil: :cry: :{} %o :idea: :!: :?:
Защита от автоматических сообщений
 
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее