Вопрос:
Иван
Эдуард Павлович, гуманитарию, пусть даже и с неплохим школьным техническим и биологическим образованием (окончил гимназию 1514, бывшую матшколу номер 52) весьма трудно отделять зёрна от плевел, если дело касается естественнонаучной сферы. Я, конечно, не любитель готовых рецептов - это противоречит духу и науки, и философии. Но, всё таки: Как среди огромного моря вроде бы научной, проверенной информации, находить честно полученное научное знание?
Иван, Москва, РУДН, Юридический Факультет.
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Боюсь, что дать гарантированные рецепты для непрофессионалов не смогу. Как то на одной из телевизионных передач, где мы беседовали с академиком Е.П.Велиховым, он процитировал теорему Стейнзальца: «Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований, чтобы считать иначе». Я полностью согласен с подобным утверждением. Так что если Вы обнаружили в СМИ увлекательнейшую статью о сенсационном открытии, не принимайте это близко к сердцу. Вероятность отделения зерен от плевел окажется исчезающее низкой. Ни один уважающий себя ученый не будет обнародовать в СМИ результат, не опубликованный в одном из профессиональных научных журналов. Листая такие журналы, можно, даже не вникая в суть явлений, понять, над чем сегодня работают ученые. Это и будут «зерна». К сожалению, более простого способа предложить не могу. Казалось бы, можно узнать что-нибудь полезное при посещении научно-популярных лекций. Но, как показывает опыт, здесь легко нарваться на лженауку.
Вопрос:
Герман В.
Уважаемый Эдуард Павлович!
Можно ли обратится в комиссию для получения экспертного заключения об обоснованности тех или иных материалов?
В частности, возможно ли получить заключение о научной обоснованности «энтропийной модели» группы В.Г. Сибгатулина для прогноза землетрясений (В.Г. Сибгатулина и др. «Экологическая и инженерная геология: синергия процессов в сейсмических очагах и краткосрочный прогноз» // Инженерная экология, № 2, 2009 г. – журнал из списка ВАК), согласно которой в частности перед возникновением землетрясения «энтропия внешнего воздействия (энтропия фазового объема) и внутренняя энтропия (ЭНТРОПИЯ части фазового объема, СТРЕМЯЩАЯСЯ в пределе К ПЛОСКОСТИ) пересекаются на уровне, соответствующем энергетической прочности пород в очаге». Деятельность этой группы финансируется из регионального бюджета, а прогнозы в настоящее время передаются для принятия управленческих решений в органы МЧС и администрацию Красноярского края.
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Признаться, насчет энтропии, стремящейся к плоскости, никогда не слышал. Но может быть у авторов совершенно другая энтропия?
Есть в Новосибирске Институт геофизики. Вот я и попросил их разобраться. Мне пообещали. Так что ждите.
Вопрос:
Александр
Существует ли лженаука в гуманитарных дисциплинах? Каковы параметры определения лженаучности тех или иных гипотез в данной области научного знания? Может ли гуманитарная лженаука причинить конкретный вред обществу, государству?
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Конечно, существует. Поскольку в лихие 90-е лженаука гнездилась вокруг физики, биологии и химии, мы как-то не обращали внимания на гуманитарные лженауки. Дело в том, что вокруг упомянутых естественных наук формировалась организованная лженаука, наносившая обществу огромный экономический ущерб. На борьбу с ней и были направлены наши усилия. Гуманитарная лженаука способствует дебилизации общества. Каюсь, за редким исключением мы ее практически не замечали.
Да и нет в нашей комиссии гуманитариев…
________________________________________
Вопрос:
Авдышев Георгий Вениаминович
Уважаемый Эдуард Павлович!
Вы делаете важное дело. Несколько мошеннических проектов, авторы которых настойчиво добивались государственного финансирования, причем довольно успешно, были выявлены.
Однако для борьбы с лженаукой должен быть честный разговор и гласность. Не секрет, что дипломы и научные регалии куплены многими аферистами, которые все больше и агрессивнее влияют на жизнь науки, образования и всего общества. Судите сами и делайте выводы!
Академик РАН Е.П.Челышев активно продвигает в большую науку и РАН ректора «Московского института иностранных языков», главного редактора журнала «Вопросы филологии» некую Э.Ф. Володарскую и проректора по рекламе и связям с общественностью А.А. Володарского, ставших членами научного совета РАН. В Узбекистане она была, если верить рекламе, химиком и разработчиком лекарства «алапин». Е.П.Челышев явно убежден в высшей ценности Знания, носителем которого в нашей стране является Э.Ф.Володарская. Сначала он сделал ее «академиком», а затем Президентом «самопальной» РАЛН. О подобных «академиях» вы не раз писали. И не беда, что ее «научные» труды не соответствуют знаниям даже плохого ученика 1-9 классов по разным отраслям знаний. Володарская - основатель «новой географии», «новой филологии» и даже «новой арифметики». Вот доклад, с которым она выступила на этой конференции в РАН. (Володарская Э.Ф. / E.F. Volodarskaya – «Модели языковой политики стран мира: сравнительно-типологический анализ / World Language Policy Models: a Comparative and Typological Analysis). Согласно этому научному труду в Европе находятся Бразилия, конечно вместе с Австрией и Болгарией. Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Эквадор расположены в Евразии. Страны: Буркина-Фасо, Габон, Мавритания, Намибия, Уганда, Новая Зеландия…тоже в Евразии (стр.62). Этими уникальными знаниями «академик» Володарская радушно делится с международной научной общественностью. Однако такие странные открытия, вероятно, можно объяснить и тем, что следующий доклад Володарской, где она тоже «блистала» уникальными знаниями, был по шекспироведению и, может быть, она думала, что слово «глобус» - это название театра времен Шекспира, а значит, глобус невозможно увидеть. На Мадагаскаре, оказывается, французский язык был вытеснен арабским, как в Тунисе и Алжире (стр.63). Это новое слово в мировом востоковедении. Раньше об этом ни жители Мадагаскара, ни ООН, ни МИД России действительно ничего не знали. На той же странице научный мир узнает о существовании арабского государства Магриб, наряду с Алжиром, Тунисом и Марокко. А о том, что в Индонезии государственным языком является язык бахаса, а региональным – индонезийский до открытия Володарской тоже никто в мире не знал. Ученую зауважали – судя по рекламе, хранитель культурного наследия нашей страны и лауреат премии ЮНЕСКО (ООН). Володарская как бы пытается утвердить идею, что если «ум зашел за разум» - это признак величия, а не проблем адекватности и психики. Но и это еще пустяки.
«Мы живем в удивительном мире!» - гипнотически восклицала Володарская на открытии, этой международной конференции. Много удивительного - нового и даже грубо противоречащего законодательству - специалисты могут прочесть в ее докладе и о России. Но Э.Ф. Володарская не только крупнейший специалист по «лингвораме России». Другие ее доклады не лучше. (24–27 сентября 2009 года. V МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО", организованная МИИЯ, в здании РАН. Пленарные доклады, том 2 , Москва 2009г., ISSN 1562-1391).
Уважаемый Эдуард Павлович!
Благодаря Вашей деятельности сорваны несколько мошеннических проектов, авторы которых настойчиво добивались государственного финансирования, причем довольно успешно. 2009 год связан с рьяной раскруткой имени и образа «академика» Володарской как крупнейшего ученого-русиста, обладателя уникальных знаний, признанного просветителя нашей страны и создателя уникальных словарей русского языка. Однако есть большие «сомнения, что это связано исключительно с научными соображениями». Известно, что источником многих «знаний» основателя лжеучений Володарской, не способной, к сожалению, к нормальной самостоятельной исследовательской работе, является ее учитель и наставник академик Е.П.Челышев, о котором говорилось выше и который числится членом комиссии РАН по борьбе с лженаукой, которую Вы возглавляете. Великий Белинский предупреждал: «Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать».
Академик Костомаров В.Г. справедливо отмечал, что гуманитаризации и гуманизации образования, а значит общества, японцы приписывают успехи своего общественного производства. Нашей стране будет трудно совершить прорыв в экономике, в науке и технике, пока наукой и образованием будут заниматься «володарские», кадры будут готовить сомнительные «квазиакадемики» из учебного заведения, больше похожего (при наличии неразрывной цепочки «учитель - ученик») на кошмарную высшую «школу дураков». В этой связи хочется отметить слова, высказанные Президентом (почти вчера - 15.12.09г.) на встрече с руководством Российской академии наук и представителями научного сообщества по поводу сомнительных научных сведений: «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДАТЬ НАС РАЗВЕСТИ!". Уверен, что эти слова надо адресовать в первую очередь Э.Ф.Володарской, чьи мировые «открытия» можно публиковать в разделе «Нарочно не придумаешь!».
ВОПРОСЫ: 1. Почему Остапы Бендеры, аферисты, жулики, малограмотные люди контролируют и управляют нашей наукой, дискредитируют нашу страну, легко гипнотизируют должностных лиц и ученых?
2. Сможет ли наша страна совершить прорыв в науке и технике, если кадры будут готовить («кошмарить») сомнительные ученые - «квазиакадемики» из высшей «школы дураков»?
3. Каких специалистов выпускают в учебных заведениях, в которых хозяйничают воинственные невежды и аферисты и какого качества знания и дипломы продают там?
4. Как Вы думаете, может ли химик, постоянно путающий цифры, буквы, слова, мысли…, правильно писать, читать, понимать химические формулы и успешно разрабатывать лекарства?
(Справочно: Государственная премия Узбекистана за разработку «алапина» была присуждена большой группе ученых, в которой «академик» Э.Ф. Володарская не значится).
Авдышев Георгий Вениаминович (Москва)
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Прежде всего, должен внести уточнения. Академик Е.П.Челышев в нашей комиссии никогда не значился. Э.Ф Володарская не состоит в Российской академии наук. С географией у нее, действительно, нелады. Ну, так она и не руководит географическим обществом. Вот если у нее плохо с деепричастными оборотами или с герундием, это никуда не будет годиться….
А теперь попытаюсь ответить на Ваши вопросы.
1. Я бы не сказал, что по поводу управления наукой Вы правы. В естественно-научных дисциплинах ситуация в целом неплохая. Если Вы имеете в виду ситуацию в гуманитарных науках, то по этой части я не обладаю достаточной информацией. И все же, как мне кажется, Вы делаете общие утверждения на основании единственного примера.
2. Сомнения по поводу «прорыва» у меня несколько иного свойства. Меня пугает продолжающаяся деградация школьного образования. Только из-за этого университеты (даже при качественном составе вузовских преподавателей) не смогут подготовить специалистов высокого уровня. Естественно, что низкая квалификация преподавателей высшей школы только усугубит ситуацию.
3. Конечно, плохих.
4. Вы задаете вопросы с заранее очевидным ответом. Но все Ваши помыслы сосредоточены только на одном человеке. Ну, так напишите о нем в газету вместе с предыдущим автором (Сергеем).
Вопрос:
Сергей
Эдуард Павлович! Вы настоящий герой и высокопорядочный человек. Но в науке много предателей, оборотней в купленных по случаю докторских шапочках и профессорских мантиях, мракобесов, неграмотных людей, которые разрушают науку изнутри, препятствуют движению страны вперед. Знаете ли вы таких? В МИИЯ ректор - академик Володарская. Это стыд какой-то. Имитация подлиной науки, учебы, знаний. Сама мало чего знает и другим не дает. Не знает простых вещей. Как можно называть себя ученым и ректором и при этом почти ничего не знать? Может ли человек, у которого нарушены логика, понятия пространства, времени, бедный запас слов, грамматически неправильное построение речи + агрессивность, злобность, упрямство + плохо исполняемая работа называться ученым и преподавателем ВУЗа? Что делает академия для борьбы с такими случаями?
Желаю Вам и всем истиным ученым сил и успехов в наступающем году!
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Уважаемый Сергей! То, о чем Вы пишете, конечно же, не красит Вашего ректора. Но это не подходит ни под лженауку, ни под уголовщину. Да, это, судя по Вашему описанию, очень плохой ректор. Но поймите, ведь Вы его сами избираете, утверждает его Министерство образования и науки. Российская академия наук не имеет никакого права вмешиваться в Ваши дела. Она Вам может только посочувствовать. Если все так, как Вы говорите, попробуйте обратиться в газету. Думаю, «Новая газета» могла бы Вам помочь.
Вопрос:
Антон
Здравствуйте уважаемый Эдуард Павлович! У меня к вам такой вопрос - куда можно пожаловаться на шарлатанов от науки? Объясню ситуацию. У нас в институте работает "выдающийся" деятель, между прочим, доктор наук... Он постоянно фонтанирует околонаучными выдумками в виде статей (правда не все реферируемые издания берутся это печатать) заявками на патент, кандидатскими диссертациями. При этом специалистов, которые могли бы дать отпор его деятельности, очень мало, либо (что чаще бывает) они непринципиальны… Говорят, «не связывайся… это система, только неприятностей себе наживешь».
…Скоро будет защищаться кандидатская диссертация (25 декабря) по вопросам, над которыми он «работает» (только теоретически их выдумывая). Если у вас есть возможность, как то повлиять на это: организовать отзыв специалистов, сведущих в этой теме (оздоровление растений от вирусов), или повлиять, чтобы диссертация защищалась в ВАКе, то, пожалуйста, помогите. Вот ссылка на автореферат http://www.dongau.ru/maslova.pdf. Я и некоторые коллеги напишем соответствующие отзывы на эту работу, но таковых будет немного, и к тому же они могут пропасть по пути в ВАК, например…
Заранее вам благодарен, с уважением к.б.н. Ребров А.Н.
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Знаете, Антон, в стране ежегодно защищаются тысячи диссертаций. Не секрет, что среди них встречаются лженаучные. Но если Вы будете надеяться только на комиссию, толка не будет. Да, в сражении с г-жой Новосадюк, пытавшейся в этом году защитить докторскую диссертацию «Теоретические и практические основы применения гомеопатических средств в ветеринарии» мы достаточно быстро победили. Но в этом случае у нас оказалось очень много союзников, не побоявшихся прислать отрицательные отзывы. Конечно, комиссия тоже не сидела без работы. К примеру, мы обнаружили несколько журналов, входящих в перечень ВАК но печатающих, мягко говоря, статьи антинаучного содержания. Материалы этого расследования опубликованы в нашем бюллетене «В защиту науки» № 6. Эти материалы позволят навести порядок с защитами и убрать из списка ВАК одиозные журналы. Но мы не можем охотиться за каждой из таких диссертаций. У ученых, рядом с которыми происходят неблаговидные делишки, должны проявиться мужество и гражданская позиция. Только так можно искоренить гидру лженауки. Ну а комиссия готова помогать, если возникнут затруднения.
Вопрос:
Андрей Луговской
Уважаемый Эдуард Павлович, десять лет назад на заседании Президиума РАН предлагалось внести в Гос. Думу запрос о законопроекте, запрещающем общественным академиях присуждение ученых степеней кандидатов и докторов наук. Было ли это предложение реализовано в законе, который бы действенно защищал наше общество от жуликов с дипломами от этих академий, такими как Григорий Грабовой и Евдокия Марченко?
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
О таком предложении Президиума не слышал, но мне известно, что в 2002 году было принято постановление Правительства о том, что государство признает в качестве законных только дипломы кандидатов и докторов наук, выданные Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Российской Федерации. При этом в Постановлении ничего не говорится о дипломах, штампуемых общественными академиями. Так что мошенники могут спокойно торговать этими дипломами. К сожалению, Правительство оказалось непоследовательным.
Вопрос:
Татьяна, модератор форума
Уважаемый Эдуард Павлович, включаете ли Вы в понятие лженауки "любительские" теории от "профессионалов", так широко распространенные сегодня на интернетских форумах? Авторы часто - люди с профильным образованием (например, физическим) и опытом работы в данной области и, как правило, очень увлеченные.
Разобраться " с ходу" в их построениях человеку без специального узкого образования практически невозможно.
На форумах некоторых академических институтов (например, ФИАНа)делаются попытки "разбора" теорий силами студентов и сотрудников, но дискуссии часто принимают оскорбительный характер. Вошли в ход такие термины, как "альты" и "фрики" - как бы Вы их определили? Очень хотелось бы услышать Ваши комментарии к этому явлению в сети.
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
К сожалению, ничего сказать по этому поводу не могу. На подобных форумах не бывал: совершенно нет времени.
Вопрос:
Илья
Уважаемый Эдуард Павлович!
Выскажите, пожалуйста, своё мнение по поводу столь популярной в научной среде Игнобелевской (Антинобелевской) премии, которая, как известно, вручается за самые сомнительные научные достижения. Не порочит ли честь учёного, который должен заниматься серьёзными делами, увлечение подобного рода шуточными опусами?
С уважением, Илья.
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Шутки обожаю, но не такие. Впрочем, это дело вкуса.
Вопрос:
Татьяна
Уважаемый Эдуард Павлович!
Почему российские ученые не считают нужным общаться с обществом, отчитываться перед ним о проведенных исследованиях, как это делается в западных странах? Существоует огромная разница между тем как работают западные ученые со СМИ, и российские. Если первые откликаются сразу (независимо от занимаемой должности) на просьбу журналистов дать пояснения об их исследованиях, предоставить фотографии, то вторые либо вообще "посылают", либо разводят чванство, либо так затягивают сроки по предоставлению информации, что это уже становится никому не нужно. Почему бы не обязать ученых РАН взаимодействовать со СМИ? И не надо ссылаться, на, что СМИ все искажают.Если Вы сами не хотите рассказывать о своих исследованиях, то Вашу нишу занимают лжеученые.
Ответ:
Кругляков Эдуард Павлович
Уважаемая Татьяна, подскажите, где размещаются чванливые и необязательные ученые. Похоже, Вы попали на исключение из правил. Впрочем, допускаю, что Вы попали на период отчетов, которые нужно представлять чиновникам за гранты, контракты и.т.д. Надо сказать, бюрократия изгаляется, как может. Если Вы попали в такое время, действительно могут «послать».