Москвичи увидят дуэт Венеры и Спики на предрассветном небе

Красивый небесный сюрприз ждет наблюдателей утром 14 ноября 2018 года – сближение Венеры и звезды Спика – самой яркой звезды созвездия Девы.

Всего один градус будет разделять утренние светила. Небесный дуэт Венеры и Спики жители столицы смогут наблюдать над юго-восточным горизонтом с 6:00 мск и до рассвета, при ясной безоблачной погоде.

Людмила Кошман, астроном, сотрудник Московского Планетария: «Сейчас Венеру можно наблюдать по утрам в виде яркой «утренней звезды» (– 4,5 звездной величины). Рядом с Венерой видна Спика (+ 1,04 звездной величины). И хотя Спика 16-ая по яркости звезда на небосводе, Венера ярче Спики в 100 раз! По светимости Венера занимает третье место, уступая лишь Солнцу и Луне. Итак, 14 ноября 2018 года Венера пройдет в 1 градусе южнее Спики. Сближение двух светил можно будет наблюдать вплоть до декабря».

Сближением астрономы называют видимое прохождение одного небесного объекта (обычно звезды или планеты) вблизи другого на небесной сфере. Угловое расстояние между светилами при сближении составляет менее 6–7 градусов.

Интересно, что Спика — двойная звезда, звезды которой, расположены достаточно близко друг к другу, так что не могут быть обнаружены в телескопе как две отдельные звезды, хотя их разделяет 18 млн км. Система из двух звезд совершает полный оборот вокруг общего центра масс каждые четыре дня. Обе звезды в двойной системе Спика больше и горячее, чем Солнце, причем большая из них – синий гигант или субгигант. Из-за гравитационного притяжения обе звезды приобрели форму яйца и повернуты друг к другу острыми концами. Такие особенности стали причиной периодического изменения площади излучающей поверхности, обращенной к наблюдателю. Поэтому с Земли Спика наблюдается как переменная звезда. Спика удалена от Земли на 262 световых года. Название Спика происходит от латинского «spīcavirginis» — колос пшеницы Девы. Одноименное созвездие древние греки ассоциировали с Деметрой – богиней плодородия и земледелия.

Московский Планетарий