Метеорный поток Геминиды 13-14 декабря

Ежегодно, с 4 по 17 декабря, на ночном небе наблюдается один из богатейших и красивейших метеорных потоков северного полушария Земли – Геминиды.

Это явление происходит потому, что планета Земля в декабре проходит через рой мелких частиц, выброшенных в космос астероидом Фаэтон. Поток летит не навстречу Земле, а догоняет ее, потому скорость метеоров невысокая - 35 км/с. В пике активности Геминид можно наблюдать до сотни вспыхивающих метеоров в час!

Максимум активности Геминид приходится на 14 декабря 2016 года в 3:00 мск, ожидается до 120 метеоров в час! Но Луна в эту ночь будет находиться в перигее (на самом близком расстоянии от Земли) и в 3:06 мск войдет в фазу полнолуния, что сделает наблюдение метеоров весьма неблагоприятным. Свет полной Луны будет настолько ярким, что практически полностью затмит «звездопад». При условии безоблачной погоды можно будет увидеть только самые яркие метеоры.

Геминиды - не очень быстрые, яркие и практически не имеющие следов метеоры белого цвета. Свое название Геминиды получили от названия созвездия Близнецы (Gemini), в котором находится радиант потока (область вылета метеоров). Радиант Геминид расположен вблизи яркой звезды Кастор. Метеорный поток в созвездии Близнецов был открыт в конце XX века. Геминиды - это красивый метеорный поток-гигант, превосходящий по количеству «падающих звезд» все остальные метеорные потоки, включая августовские Персеиды.

В отличие от большинства других метеорных потоков, прародителем Геминид является не комета, а объект, открытый в 1983 году с помощью инфракрасного космического телескопа и названный 3200 Фаэтон (3200 Phaethon). Фаэтон не является кометой, так как у него нет ни комы (облако из пыли и газа, окружающее ядро кометы, «кома» и «ядро» образуют «голову» кометы), ни хвоста. Астрономы относят его к промежуточным объектам, которые представляют собой нечто среднее между астероидами и кометами. Орбита Фаэтона очень вытянута, что позволяет ему, в процессе своего движения вокруг Солнца, пересекать орбиты всех четырёх планет земной группы от Меркурия до Марса. Интересно, что при этом он подходит к Солнцу ближе любого другого известного астероида, благодаря чему он и был назван в честь героя греческого мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса.

Исследования метеорного потока показали, что его метеорные частицы имеют возраст порядка 1000 лет. То есть, если Фаэтон раньше был кометой, то за 1000 лет она совершила много оборотов вокруг Солнца, в результате чего лед из ее ядра весь испарился, и хвоста у кометы не стало, от ядра остался только каменный остов.

«Астрономия для всех» совместная рубрика РОСКОСМОСА и Московского планетария (www.planetarium-moscow.ru). В ней рассказывается о Солнечной системе и её объектах, астрономических явлениях и интересных данных о безграничном космосе. Следите за астроновостями на официальных сайтах и страницах РОСКОСМОСА и Московского планетария во всех популярных социальных сетях (хэштег #АстрономияДляВсех). Мы ЗА популяризацию астрономии и возрождение интереса к науке!