Может быть, мы уже достигли пределов развития, основанного на стремлении к наиболее вероятному результату, на воспитании «среднего» человека? Не настала ли пора направить основные силы на выращивание талантов, на маловероятное, невозможное с точки зрения большинства? Вернуться к классической форме проведения экзаменов? Не назрела ли необходимость предоставить свободный выбор формы проведения экзаменов? В конце концов, возможность выбора – признак демократии, о которой не устают говорить представители власти.
Настрой системы на средний уровень ведет к деградации самой системы образования. Поголовное среднее образование разве не самообман? Любой учитель средней школы знает, как в погоне за ним, в угоду нужных показателей, выдаются свидетельства об образовании выпускникам, чьи знания ниже уровня начальной школы. Учить надо тех, кто хочет и способен учиться. В глазах общества труд учителя обесценен, педагогические университеты работают вхолостую, молодых учителей в школах нет. Каждый знает, что независимо от успеваемости и поведения, любой ребенок регулярно, в течении одиннадцати лет посещающий школу, получит документ об образовании. Если учителя не захотят, их заставят. При сохранении такой тенденции – учитель вовсе не будет нужен. Будет достаточно иметь здания, называемые школами, запирать в них на пол дня детей в течении десяти лет и считать что они получили среднее образование.
Учитель по отношению к ученику бесправен, не имеет «ни кнута, ни пряника», одни обязанности. Он вынужден понижать на уроках изложение учебного материала до уровня понимания наименее способного к учебе ученика в классе. Требование властей одно: всеми правдами и неправдами необходимо дотащить его до «успешного» окончания школы. Одаренному от природы ученику нет необходимости работать, он легко, без усилий усваивает все, получая знания на уровне понимания самого отстающего, а со временем вовсе перестает работать. В результате происходит уравнивание всех по уровню самого тупого в классе.
Кто от всего этого выигрывает? Только чиновник от образования. Его хвалят за «успехи», Уровень образованности населения «растет», могут предложить перейти на вышестоящую должность. .
Талант не обязан заявлять о себе. Общество, государство вся система взаимоотношений, воспитания и образования должны быть настроены на его выявление и развитие. К сожалению, мы все дальше уходим от этого. «Серость» наступает, чиновники проводят реформу образования.
Талант не должен быть затоптан, как сейчас, в самом начале. Только тогда будет возрастать уровень среднего, и мы перестанем отдавать предпочтение всему иностранному. Каков первый шаг в этом направлении? Я думаю – упразднение ЕГЭ, повышение статуса учителя, наделение его правами по отношению к ученику и ответственностью за их применение. И, наконец, пора прямо заявить: люди не могут обладать равными способностями, для одних предел в образовании – начальная школа, для других такого предела не существует. Так кого мы должны учить?