| Цитата | 
|---|
Gavial пишет:
  Категории пространства и времени более философские, чем физические, и прими физики в расчет особенности нашего (человеческого) восприятия мира, многие проблемы ОТО решились бы вполне естественным образом. Увы! Сама возможность такого подхода вызывает у них нечто вроде психологического ступора. | 
В принципе, всю полемику в этой теме можно свести к простому вопросу, поочередно элиминируя из него  физику, философию,  лирику и математику. И вопрос этот, наверное, будет звучать таки опять в виде того же спорного противостояния   между Пуанкаре и Эйнштейном, как он звучал и в их времена: "Отвергает ли ТО абсолютное пространство?". Тем более, если учесть   признание самого Эйнштейна, сделанное им в 1953 году относительно того,  что предмет преодоление понятия абсолютного пространства представляет собой "процесс, который, по-видимому, не закончился еще и поныне". 
* * *
Конечно, с 1953 года, - считаем, - прошло 57 лет, и за это время много воды утекло, - как теоретической, так и экспериментальной. Чаша весов скорее сейчас перевешивается в сторону  релятивистской теории пространства, нежели в сторону  абсолютистской или в сторону иных, - всех мастей эфирного оттенка теорий. Но червь сомнения, возникающий из-за факта «вообразить трудно, а формулы ведь могут и врать…», - не дает воспаленному кроманьонскому мозгу окончательно утихомириться так, как  в случае, предположим, выполнения им лабораторной работы по теме «Закон Ома» в средней или в высшей школе, когда двигая движок реостата, воочию удостоверяешься в том, что формула
 I = U/R соответствует реальным показанием стрелки амперметра. 
* * *
Соорудить же в рамках проведения лабораторной школьной работы кусочек мира с кривизной пространственно-временного континуума, увы, пока не представляется возможным. По другому, - это тогда,  когда нажав кнопочку  лазерной указки, увидеть, что  луч из нее, выходя по прямой, не стремится упереться в стенку  розовеньким пятнышком, а  начинает бегать по кругу подобно летающему по внутренней стенке цирковой бочки мотоциклисту- аттракционисту, образуя световое кольцо.  И "бегает" этот луч вокруг какой-то маленькой, но супер-пупер-сверх-плотненькой и сверх-архи-массивненькой  штуковины, которая, если верить школьному учителю физики, генерирует соответствующее гравитационное поле, искривляющее локально в пределах школьного кабинета физики пространство так, что оно начинает представлять собой эту самую "бочку", по  внутренней стенке которой и  начинает "бегать" луч …    
 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------