Тестостерон против наркоза

Женщины сильнее сопротивляются наркозу, чем мужчины

Сотрудники Пенсильванского университета пишут в PNAS, что женщин труднее погрузить в общий наркоз. Чего-то в таком роде можно было ожидать: наркотизирующие средства действуют, среди прочего, на зоны в гипоталамусе, регулирующие сон и бодрствование – про эти же зоны известно, что они чувствительны к половым гормонам. Эксперименты на мышах показали, что главную роль играет тестостерон, который облегчает отключение сознания: самки мышей быстрее погружались в наркоз после инъекции тестостерона, а самцам после кастрации – и понижения уровня тестостерона – требовалась большая доза наркотизирующего вещества.

Эксперименты с людьми дали похожие результаты: женщины дольше удерживались в сознании и возвращались в него после наркоза быстрее, чем мужчины. Однако активность наркотизированного мозга в целом была одинаковой что у мужчин, что у женщин; то есть, можно сказать, что если мозг свалился в наркоз, то там межполовые различия исчезают, пребывание в общем наркозе протекает одинаково. Кстати можно вспомнить, что у мужчин – но не у женщин – можно спровоцировать повышение болевой чувствительности, и тут опять же будет виноват тестостерон. Вообще механизм болевых ощущений в некоторых случаях у мужчин и женщин отличается, причём отличается на уровне иммунных сигналов, но к общему наркозу это имеет уже  косвенное отношение.