Лётные ноги

Орхидейные богомолы планируют на ногах

Как можно догадаться, орхидейные богомолы получили своё имя за сходство с цветком орхидеи. Они похожи на него цветом и, главное, формой: лапки богомолов напоминают лепестки орхидей рода Фаленопсис. Покачиваясь всем телом, богомол имитирует подрагивание цветка на ветру, приманивая насекомых-опылителей.

Однако не все исследователи убеждены, что цветочные лапки помогают богомолам приманивать добычу, и даже есть исследования, которые утверждают, что причудливые лапки тут вообще не играют никакой роли. В общем, вполне возможно, что они нужны не только для охотничьей мимикрии – а, например, для полёта. Сотрудники одного из ботанических садов Китайской академии наук заметили, что, будучи потревожены, орхидейные богомолы решительно спрыгивают с растения, на котором сидели, и, планируя, скрываются от опасности.

Вместе с коллегами из США, Великобритании и Франции исследователи проанализировали аэродинамические свойства лепестковых ног богомолов, и пришли к выводу, что они действительно весьма подходят для планирующего полёта. Это подтверждается и экспериментами: в статье Current Biology говорится, что в среднем богомолы планируют на одиннадцать метров, оставляя далеко позади себя любых других членистоногих, которые захотели бы посоревноваться с ними в планировании.

Планировать предпочитают юные маленькие богомолы, у которых крылья ещё недоразвиты. Взрослые, чья масса тела более чем в полторы сотни раз превышает массу личинок-нимф, полностью сохраняют способность к планирующему полёту, хотя взрослый богомол уже вполне способен улететь от опасности на выросших и окрепших крыльях.

орхидейный богомол.jpg