Высокогорнейший грызун

Листоухий хомячок живёт выше всех

Листоухий хомячок Phyllotis vaccarum. (Фото: Jay F. Storz, University of Nebraska)

Листоухий хомячок Phyllotis vaccarum способен жить на высоте более 6 тыс. метров над уровнем моря – об этом в Current Biology пишут сотрудники Университета Небраски и Южного университета Чили, обнаружившие хомячка в высокогорных Андах. На самом деле, эти грызуны им тут уже попадались, и несколько лет назад исследователи сообщали о них статьёй в PNAS. Но тогда было не очень понятно, постоянно ли хомячки живут на такой высоте или они сюда случайно забрели.

Со временем, однако, удалось найти больше десятка мумифицированных остатков листоухих хомячков, причём некоторые из них умерли несколько сотен лет назад. Среди мумий оказалось поровну самцов и самок; два хомячка по генам оказались очень близкими родственниками. В почвенной ДНК рядом с предполагаемыми хомячковыми норами обнаружились следы бактерий, которые свойственны грызунам; в других местах ДНК-следов подобных бактерий не было. То есть всё говорит о том, что P. vaccarum постоянно живут на высоте больше 6 км, причём живут целыми сообществами. И это делает их самыми высокогорными млекопитающими, и даже самыми высокогорными позвоночными – во всяком случая, никаких других позвоночных так высоко ещё не находили. Более того, на том вулкане, где обнаружили P. vaccarum, даже растения остановились примерно километром ниже. Возникает вопрос, чем питаются эти высокогорнейшие грызуны. Анализ ДНК из их желудков указывает на лишайники, но, возможно, им перепадает и какая-нибудь животная пища, если рядом с ними есть какие-нибудь членистоногие, черви и пр.

Там, где живут высокогорные популяции P. vaccarum, не только не растут растения, там ещё всё время холодно, ветрено и мало кислорода – на 40% меньше, чем на уровне моря. В таких условиях теплокровным животным жить вообще трудно, а мелким – так особенно, потому что чем меньше тело, тем больше отношение его поверхности к объёму, а значит, тем больше потеря тепла. Но у листоухих хомячков, вероятно, есть какие-то физиологические хитрости, правда, пока непонятно, какие.

Предварительный анализ генома P. vaccarum показал лишь, что их генетические особенности не такие, как генетические особенности других высокогорных грызунов, а именно оленьих хомячков, которые, впрочем, живут пониже, на высоте около 4300 м. «Шестикилометровых» листоухих хомячков хотят теперь разводить в лаборатории: так будет проще выяснить, чем они отличаются как от других грызунов, так и от популяций своего же вида, только живущих на меньших высотах.

вулкан хомячки.jpg