Очень болезненный паук

Яд королевского паука-бабуина усиливает боль

Птицеед-кравшай по имени Роб. (Фото: Steve Smith / Flickr.com

Африканский паук-птицеед Pelinobius muticus, которого ещё называют кравшаем, или королевским пауком-бабуином (king baboon spider), знаменит своим ядом — хотя и не смертельным для человека, но чрезвычайно болезненным. Исследователи из Университета Вуллонгонга и Университета Квинсленда пишут в PNAS, что исключительную боль вызывает один из пептидов в яде, названный Pm1a. Он связывается с болевыми рецепторами, и нейроны посылают в мозг соответствующий сигнал. Но работа любых нейронов зависит от потоков ионов через разные ионные насосы в мембране. Одни ионные насосы помогают нейронам сгенерировать сигнал, другие же, наоборот, так перекачивают ионы, что нейронам становится трудно послать импульс — такие ионные насосы снижают возбудимость нервных клеток. Пептид Pm1a не просто заставляет отправить болевой сигнал — он также подавляет активность успокаивающих ионных насосов. То есть, иными словами, яд королевского паука-бабуина делает болевые нейроны слишком возбудимыми, так что боль становится чрезвычайно сильной.

Кравшай питается крупными беспозвоночными и мелкими зверями, особенно мышами, выскакивая на них из норы — для них его яд безусловно смертелен. Повышенная болезненность яда, вероятно, понадобилась для того, чтобы его не беспокоили более крупные животные, с которыми он не может справиться, но может, по крайней мере, укусить.