Кусающиеся тираннозавры

Тираннозавры кусали друг друга в морду

(Иллюстрация: neilld / Depositphotos

Тираннозавры в своё время были крупнейшими сухопутными хищниками. Угрожать им не мог никто. Тем не менее, на черепах тираннозавров часто находят следы, оставшиеся от сильных укусов. Укусить тираннозавра мог только другой тираннозавр, но до сих пор систематических исследований на эту тему не проводили.

Сотрудники Королевского Тиррелловского палеонтологического музея и Университета Альберты проанализировали 202 черепа и нижних челюстей тираннозавров, со следами укусов и без. (Уточним, что это были черепа и челюсти не одного вида Tyrannosaurus rex, но нескольких, входящих в семейство Тираннозаврид.) В статье в Paleobiology исследователи пишут, что шрамы на мордах тираннозавры оставляли друг другу регулярно, но только начиная с определённого возраста. У совсем молодых тираннозавров следов от ран на черепах и челюстях почти нет. Зато они в изобилии встречаются у взрослых ящеров и у тех, которые ещё не созрели, но уже достигли достаточно крупных размеров. Тираннозавры кусали друг друга преимущественно в морду, то есть в верхнюю и нижнюю челюсть; раны были серьёзными, но не слишком. Очевидно, это были обычные схватки за брачного партнёра, или за территорию, или за место в социальной иерархии, как у современных животных. Кто с кем дрался, самцы с самцами, самки с саками или все со всеми, сказать невозможно — определить пол динозавра сейчас чрезвычайно трудно, если только это не самка, погибшая с созревающими яйцами внутри.