Птицы с мехом

Птицы крадут мех у зверей

Синица Baeolophus atricristatus готовится украсть кусочек лисьего меха. (YouTube channel Texas Backyard Wildlife)

В сети можно найти десятки роликов, на которых какая-нибудь птичка садится на собаку, кошку или какого другого зверя – и начинает дёргать из них мех. Вот, например, как на этом видео с острохохлой синицей и енотом.

Мех птички кладут в гнёзда – предполагается, что они таким образом утепляют свой дом или отпугивают каких-нибудь паразитов или хищников (какая-нибудь другая птица, которая хочет съесть чужие яйца, или, скажем, змея вряд ли полезет в гнездо, если оттуда будет пахнуть кошкой или енотом. Хотя мех в птичьих гнёздах находили издавна, предполагалось, что птицы собирают его с мёртвых туш, или просто подбирают клочки, слинявшие со зверя. Однако, повторим, есть масса видео, где птички дёргают мех с вполне себе живых млекопитающих. Исследователи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне удивились, почему до сих пор мало кто обращал научный взгляд на подобное поведение – в специализированной литературе на эту тему опубликовано всего девять работ. И вот в журнале Ecology вышла статья, авторы которой пытаются систематизировать случаи птичьих «мехозаготовительных» работ. Из девяти других статей и множества видеороликов исследователи делают вывод, что чаще всего клептотрихией (то есть кражей меха) промышляют синицы, а среди тех, кто попал под их клювы и лапы, насчитали 47 людей (у которых синицы пытались вырвать волосы из головы), 45 собак, трёх кошек, трёх енотов, лису и дикобраза. Птички выдёргивали мех не только у спящих зверей, но и у вполне бодрствующих. Зверей это мало беспокоит – видимо, птицы знают, где и сколько рвать, чтобы не получить сдачи.