Гигант зажмурился

Астрономы нашли в центре Галактики гигантскую мигающую звезду

"Мигающая" звезда VVV-WIT-08 в представлении художника. Илл.: Amanda Smith, University of Cambridge

Как пишут астрономы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, им удалось обнаружить недалеко от центра нашей Галактики необычный объект – «мигающую» гигантскую звезду. Хотя различные переменные и пульсирующие звёзды не такая уж и редкость для Вселенной, но звезда VVV-WIT-08, крупнее нашего Солнца в сто раз и расположенная от Земли на расстоянии приблизительно 25 тысяч световых лет, оказалась в этом плане уникальной. В апреле 2012 года, впервые за 17 лет наблюдений, её яркость уменьшилась в 30 раз и достигла своего минимума, а весь период, на который она «зажмурилась», длился необычно долго для переменной звезды– около девяти месяцев. Исследователи предположили, что такое затмение звезды вызвало пылевое облако – скопления газа и пыли, скрывшее на несколько месяцев звезду от наблюдателей с Земли. Это мог быть либо околозвёздный диск звезды-компаньона VVV-WIT-08 или крупное газопылевое облако, в центре которого находится планета. Размеры и плотность такого объекта должны быть достаточно большими, чтобы почти полностью скрыть свет от звезды. На сегодня известно меньше десятка подобных систем из крупных звёзд и больших пылевых облаков, хотя их конкретное устройство и механизм образования пока представляет загадку для астрономов.