Медвежья ДНК

Древняя ДНК уточнила эволюцию пещерных медведей

Реконструкция внешнего вида пещерного медведя. (Иллюстрация: Sergiodlarosa / Wikipedia

На днях мы писали об очень древней ДНК мамонта, из которой удалось извлечь массу полезной информации. Этой ДНК оказалось больше полутора миллионов лет. Остаться относительно целой ей удалось только благодаря тому, что мамонтовые останки с ней хранились в вечной мерзлоте.

В статье, которая только что вышла в Current Biology, речь идёт о ДНК, которая намного моложе – ей всего 360 тыс. лет. Тем не менее, всё равно удивительно, что её удалось прочесть – потому что хранилась она совсем не вечной мерзлоте. Её извлекли из останков пещерного медведя, найденных в одной из пещер Закавказья, на территории Грузии. Это самая древняя «немерзлотная» ДНК, которую смогли просеквенировать. Исследователи из Потсдамского университета, Института геологии и минералогии имени В. С. Соболева Сибирского отделения РАН, Зоологического института РАН и других научных центров сравнили её последовательность с последовательностями более молодых ДНК пещерных медведей, извлечённых из останков возрастом 35 тыс. и 70 тыс. лет.

Сравнение разновозрастной ДНК позволило оценить скорость накопления мутаций и уточнить некоторые вопросы, касающиеся эволюции медведей в целом. Так, авторы работы выяснили, что пещерные медведи и предок ныне живущих бурых и белых произошли от общего предка около 1,5 млн лет назад. Какое-то время пещерный медведь и предок белых и бурых скрещивались друг с другом, но потом около 1 млн лет назад их встречи прекратились, и примерно в то же время от предка белых и бурых медведей появляются собственно два вида – белые медведи и бурые. Очевидно, большую роль в этих событиях сыграл климат: появлению белых и бурых медведей и окончательному обособлению пещерных сопутствовало общее похолодание.