Нашли и потеряли

На Венере не обнаружили фосфин

Осенью прошлого года астрономы обрадовали всех любителей поиска инопланетной жизни новостью об обнаружении фосфина в атмосфере Венеры. Дело в том, что фосфин – это один из так называемых биомаркеров, несложных химических веществ, образующихся в результате жизнедеятельности определённых организмов.

Изображение Венеры, построенное по данным, переданным аппаратом Маринер-10 в 1974 г. Фото: NASA/JPL-Caltech

С одной стороны, эту небольшую молекулу, состоящую из одного атома фосфора и трёх атомов водорода, могут синтезировать некоторые группы бактерий, живущие в среде, где нет кислорода. С другой стороны, в агрессивных условиях венерианской атмосферы фосфин быстро разрушается, поэтому должен существовать какой-нибудь постоянный источник этого газа. На роль такого источника были предложены бактерии, умудряющиеся как-то выживать в каплях серной кислоты на высоте около 50 км.

Однако результаты этого исследования вызвали вопросы. Многих смутила не сама гипотеза, что в атмосфере Венеры может жить кто-то, пусть и одноклеточный, а непосредственно качество и обработка спектроскопических данных, на основе которой и было сделано заключение о наличии фосфина.

И вот сейчас группа исследователей из Вашингтонского университета, Калифорнийского технологического института и нескольких других научных центров направила в журнал Astrophysical Journal статью (препринт которой доступен на сайте arxiv.org), в которой они оспорили сам факт обнаружения фосфина. По их расчётам, тот сигнал в спектре, который первоначально отнесли к молекуле фосфина, на самом деле относится к молекуле диоксида серы SO2.

Оксиды серы к биомаркерам не относятся, да и в атмосфере Венеры, как известно, облака из серной кислоты совсем не редкость, так что красивая гипотеза о необычной «облачной» жизни оказалась под большим сомнением. Впрочем, точка в поиске жизни на Венере ещё не поставлена, и дальнейшие исследования помогут узнать новое об этом необычном мире на соседней планете.