Тибетские денисовцы

Денисовского человека из Тибета определили по ДНК

Копия зуба денисовского человека. (Фото: Thilo Parg / Wikipedia

Кроме неандертальцев, у человека разумного есть ещё одни вымершие близкие родственники – это денисовские люди, Homo denisovans. До недавнего времени единственным местом, где были найдены их останки, была Денисова пещера на Алтае. Однако в 1980 году в пещере Байшия на Тибетском плато некий буддистский монах нашёл кусок человеческой челюсти. Здесь часто находили разнообразные останки людей и животных, так что особого удивления находка не вызвала: монах передал кость местному религиозному главе, а тот отдал её в Университет Ланьчжоу. Кусок челюсти из пещеры Байшия пролежал здесь тридцать лет, пока, наконец, до неё не дошли руки у специалистов.

В прошлом году мы писали, как определяли принадлежность этой челюсти: судя по остаткам белков, по строению костей и зубов её владелец был, скорее всего, денисовским человеком. «Скорее всего» – потому что решающее слово тут должно быть за ДНК, а вот ДНК из тибетских останков выделить поначалу не удавалось. Тем не менее, исследователи не оставляли попыток. И вот сейчас журнал Science опубликовал статью, в которой говорится, что в тибетской челюсти удалось всё-таки найти митохондриальную ДНК, которая окончательно убедила всех, что челюсть – денисовская. (Митохондриальная ДНК содержится не в ядре, как основная масса генома клетки, а в митохондриях – особых клеточных органеллах, которые снабжают клетку энергией.) Новые генетические данные помогут лучше понять эволюцию рода Homo вообще и человека разумного в частности – не секрет, что в наших генах есть следы не только неандертальцев, но и денисовских людей.