Хромосомы жизни

Продолжительность жизни связана с половыми хромосомами

Женщины живут дольше мужчин – это можно объяснить большей склонностью мужчин к вредным привычкам, склонностью пренебрегать медицинской помощью и другими психологическими и социальными факторами, но дело в том, что если посмотреть на обезьян, то там мы увидим то же самое – самки живут дольше самцов. Возможно, дело не в каких-то сугубо человеческих особенностях, а в более фундаментальных биологических факторах. Исследователи из Университета Нового Южного Уэльса пишут в Biology Letters, что среди животных тот пол живёт дольше, у кого есть пара совпадающих половых хромосом. В случае зверей, некоторых рептилий, рыб и многих насекомых – это самки: у них есть две совпадающие половые хромосомы, тогда как у самцов половые хромосомы либо разные (XY у зверей), либо вообще в одном экземпляре (как у тараканов). В случае птиц и некоторых насекомых – это самцы: у птиц самцы несут пару ZZ половых хромосом, самки – ZW; у бабочек у самцов опять пара совпадающих половых хромосом, а самок – только одна половая хромосома. Соответственно, самцы птиц и бабочек живут в среднем дольше самок, правда, только на 7,1%. А вот самки у зверей, рыб и пр. живут дольше самцов на 20,9%.

Когда у особи есть две совпадающие хромосомы, то если в одной возникнут какие-то дефекты, вторая сможет эти дефекты скомпенсировать. Если же хромосомы разные, то никто никого скомпенсировать не может: X не скомпенсирует Y, а Y не скомпенсирует X. Ну а то, что самцы с совпадающими хромосомами живут не настолько дольше, чем самки с совпадающими хромосомами (выигрыш в 7,1% против выигрыша в 20,9%) можно объяснить тем, что на самцов сильнее давит половой отбор: их яркие наряды, брачные ритуалы, конфликтность и пр. требуют больших расходов энергии, что может сильно укорачивать жизнь – даже если у тебя две совпадающие половые хромосомы.