Четырехглазый варан

У ископаемого варана нашли парный третий глаз

Реконструкция головы варана с двумя третьими глазами (два светлых пятна на темени). (Иллюстрация: Senckenberg Gesellschaft für Naturforschung / Andreas Lachmann / Digimorph.org)

У некоторых современных животных (амфибий, рептилий, рыб и миног с миксинами) есть так называемый третий или теменной глаз. В самом развитом виде у третьего глаза есть сетчатка, нерв и аналог хрусталика, но нет радужки, век и глазодвигательных мышц; видеть им нельзя, но зато он может чувствовать интенсивность освещения. Теменной глаз работает как эндокринная железа, помогая регулировать суточные и сезонные ритмы; кроме того, он помогает ориентироваться в пространстве. Происходит он из двух разных мозговых выростов: либо из пинеального органа (или эпифиза, шишковидного тела), либо парапинеального органа, который вырастает рядом с первым.

Обычно третий глаз бывает только один. Однако у ископаемого варана Saniwa ensidens, который вымер около 39 млн лет назад, третий глаз был парным. Останки рептилии раскопали еще в 1871 году, но только сейчас их удалось подробнейшим образом изучить с помощью компьютерной томографии. Судя по строению костей черепа, у варана действительно было два третьих глаза, пинеальный и парапинеальный (на иллюстрации они показаны как два светлых пятна на темени). Исследователи из Зенкенбергского музея, которые опубликовали свое открытие в Current Biology полагают, что варан сможет прояснить запутанную эволюционную историю третьего глаза, который слишком по-разному выглядит у разных видов. Кстати, нельзя сказать, что парный третий глаз совсем ушел в небытие: из современных животных в таком виде он есть у миног.