Антибактериальные утконосы

Молоко утконоса защищено от бактерий

Исследователи из Австралии описывают в своей недавней статье в Acta Crystallographica Section F: Structural Biology Communications структуру антибактериального белка, содержащегося в молоке яйцекладущих млекопитающих утконосов. Строго говоря, то, что в молоке утконоса есть антибактериальный белок, не такая уж новость. Вообще, у многих млекопитающих в молоке есть вещества, губительные для бактерий, однако белок утконосов стоит особняком – он убивает даже особо устойчивых микробов, то есть тех, на которых не действуют обычные антибиотики. Такая мощная противомикробная защита, очевидно, связана с тем, как утконосы кормят своих детенышей: молоко у самок утконосов просто выделяется на живот, подобно поту, и маленькие утконосы не сосут его, а слизывают. На шерсти и коже животных, естественно, живет колоссальное количество бактерий, потому мощные антибактериальные свойства молока тут приходятся очень кстати.

Структура белка оказалась очень странной. Как известно, у каждого белка есть уникальный трехмерный «портрет» – то, как свернута в пространстве его полипептидная цепь. Но при всей индивидуальности, многие белки в чем-то похожи друг на друга, повторяя некоторые элементы трехмерной структуры. Однако белок из молока утконоса оказался ни на кого не похож. Его пространственная структура напоминает локон волос, завитый колечками. Зная структуру этого белка, мы сможем понять, как он ухитряется побеждать лекарственноустойчивых бактерий, и, возможно, на его основе удастся создать против них более эффективные лекарства, чем те, которые у нас есть сейчас.