Звуки гусениц

Гусеницы свистят на птиц

Гусеница бражника Amorpha juglandis. (Фото: JenKibodeaux2012 / Flickr.com.)

Если потревожить гусеницу бражника Amorpha juglandis, она резко сжимается и издает громкий свистящий звук (как это выглядит, можно посмотреть здесь). Свистит воздух, который выходит из тела гусеницы через особые отверстия. Сила звука – 80 децибел, довольно громко, особенно, если учесть, что сама гусеница в среднем всего 5 см в длину. Птицы свистящих гусениц боятся, но раньше считалось, что все дело именно в громкости звука.

Однако исследователи из Вашингтонского университета полагают, что тут все интереснее – по их словам, свист гусениц похож на сигнал тревоги у некоторых птиц. Такими короткими, свистящими звуками пернатые предупреждают друг друга об опасности – о том, что сверху летит какой-то хищник. Действительно, в эксперименте, когда мелких птиц, вроде синиц и поползней, пытались пугать разными звуками, одинаковыми по громкости, птички реагировали только гусеничный свист. Звуковые динамики крепились к кормушке, а поведение птиц на кормушке записывали на видео, и вот оказалось, что, заслышав свист, синицы, поползни и прочая птичья мелочь вела себя так, как будто ей грозит опасность: пернатые либо замирали на месте, стараясь не выдать себя ни малейшим движением, либо ныряли в листву, причем одновременно сами отвечали похожим свистом и потом довольно долго не возвращались к кормушке. Иными словами, гусеницы действительно обманывали птиц с помощью птичьих же тревожных сигналов.