Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. НОЯБРЬ 1999 №11

ДЕРЕВЯННЫЕ СРУБЫ КЕНИГСБЕРГА

ДЕРЕВЯННЫЕ СРУБЫ КЕНИГСБЕРГА. Фото 1.
ДЕРЕВЯННЫЕ СРУБЫ КЕНИГСБЕРГА. Фото 2.
ДЕРЕВЯННЫЕ СРУБЫ КЕНИГСБЕРГА. Фото 3.
ЛЕТАЮЩИЙ КОСМОДРОМ.

Еще одно доказательство общности культур древних пруссов и славян получены участниками Балтийской экспедиции Российской академии наук.

Недавние раскопки, проведенные экспедицией в Калининграде, вблизи разрушенного старинного замка, оказались весьма продуктивными. К удивлению археологов, культурные слои здесь замечательно сохранились, несмотря на многие и весьма разрушительные войны, которые во все века проходили в этих местах. Археологам удалось поднять девять культурных слоев, наиболее ранний из которых относится к далекому средневековью - рубежу XIII - XIV веков - времени завоевания янтарного края Тевтонским орденом.

На территории древнего города обнаружены деревянные постройки, чрезвычайно похожие на те, что сохранились на русском Севере, а также множество предметов обихода, свидетельствующих о близости обитателей Кенигсберга и жителей русского Севера, и особенно Новгорода. Среди этих предметов - деревянная чаша для меда, а также найденный в слое XIV века обломок бронзового энколпиона (складного креста), выполненного, как считают специалисты, в Киеве и притом не позднее середины XIII века, то есть в домонгольский период. Ознакомились археологи и с не известным ранее способом домостроительства. Средневековые кенигсбергцы выдалблива ли в бревнах желоба, в которых проделывались отверстия. В такой желоб укладывалось следующее бревно со штырями, входившими в эти отверстия. Интересно, что именно такой способ используют и теперь в российских деревнях для изготовления оконных переплетов.

По мнению археологов, в Калининградской земле хранится огромное количество уникальных реликвий. Раскопки в этих местах надо бы проводить регулярно, что очень желательно учитывать при строительстве любых объектов.

БАКТЕРИИ ПРОТИВ ВИРУСОВ

Уникальное явление обнаружено группой санкт-петербу ргских и московских биологов и врачей: впервые в истории науки установлен факт подавления болезне-творного вируса болезне-творной бактерией непосредственно в организме их переносчика. Речь идет об одном из насекомых-кровососов - таежном клеще, который распространяет две опасные для человека инфекции: клещевой энцефалит и иксодовый клещевой боррелиоз.

Биологам известно, что в организме клещей могут одновременно существовать внутриклеточный паразит - вирус энцефалита и обитатель их кишечника - бактерия боррелия, но предполагалось, что их возбудители мирно сосуществуют. Однако покусанные такими клещами люди заболевали лишь какой-то одной из этих болезней, причем боррелиозом в несколько раз чаще, чем энцефалитом.

Впрочем, медики знают, что некоторые инфекционные заболевания друг с другом несовместимы, поскольку присутствие одних бактерий может влиять на развитие других, обостряя или, напротив, облегчая течение болезней. В прошлом это даже использовалось при лечении некоторых болезней, но уже на стадии заболевания, то есть в организме больного.

Российским же биологам удалось установить факт подавления инфекции еще в организме ее переносчика, что представляет собой не только научный, но и вполне практический интерес. Оказалось, что можно вытеснить или, по крайней мере, существенно ограничить распространение тяжелой, а иногда и неизлечимой вирусной инфекции - клещевого энцефалита при помощи куда менее опасной и излечиваемой современными антибиоти ками бактериальной инфекции.

ЛЕТАЮЩИЙ КОСМОДРОМ

Еще один вариант запуска космических аппаратов предложен группой отечественных ракетчиков (РКК "Энергия" им. С. П. Королева) и авиаконструкторов (КБ имени В. М. Мясищева и КБ имени О. К. Антонова). Объединив шись в рамках корпорации "Воздушный старт", они создают для этой цели авиационно-ракетный комплекс на основе одного из самых крупных самолетов в мире - АН-124 ("Руслан") и ракеты-носителя "Полет".

Как показала практика последних десятилетий, у традиционных, то есть осуществляемых с земли, запусков есть серьезные недостатки - как экологические, так и экономические. Пороховые двигатели американских "Шаттлов" выделяют колоссальное количество окиси азота, активно разрушающей озоновый слой Земли. А наши

"Протоны", например, выделяют при старте весьма токсичные вещества. Сами же старты обходятся очень дорого, причем не только для одноразовых ракет, но и для американского "Шаттла", поскольку его многоразовость оказалась относительной. Из входящих в его состав трех компонентов (орбитального самолета, водородного бака и пороховых двигателей) действительно многоразовым стал только самолет.

Поэтому как в США, так и у нас не первый год ведутся работы по созданию альтернативных средств запуска космических аппаратов. Одним из таких средств стал "Морской старт" (см. "Наука и жизнь"№ 3, 1998 г. и № 5, 1999 г.).

Что же касается запусков с самолета, то в США они проводятся уже несколько лет: на орбиту выводятся спутники массой до 450 кг. Наши конструкторы считают возможным выводить в космос до 2 тонн полезной нагрузки и намереваются выполнить это в относительно короткие сроки - примерно за три года. При условии, разумеется, выделения на это средств, кстати говоря, достаточно скромных, поскольку многие элементы создаваемого авиационно-ракетного комплекса уже существуют и лишь потребуют определенной доработки.

Производиться запуск ракеты "Полет" будет в воздухе после того, как она отделится от самолета и с помощью орбитальной спутниковой системы определит свое местоположение в пространстве. Стоимость выведения на околоземную орбиту одного килограмма полезного груза будет при этом примерно на 30% меньше, чем при традиционном запуске. Да и экологически такие запуски тоже предпочтительнее, так как в качестве ракетного топлива в них будет использоваться кислород либо с керосином, либо со сжиженным природным газом (метаном), то есть с относительно безвредными углеводородами.

ЛАЙКА ИЗ БЫЧЬЕЙ ШКУРЫ

Новый ферментный препарат под названием "Прок" создан в Институте микробиологии Российской академии наук с участием сотрудников АО "Биотехмет". Препарат был предназначен для применения в кожевенной промышленности и оказался при использовании весьма эффективным. По традиционной технологии обработки кожи на ней сначала сжигают мех с использованием сульфида натрия, а затем смягчают ее при помощи панкреатина. Реагенты эти дороги и к тому же токсичны, что делает стоки кожевенных производств весьма небезвредными.

Новая технология, разработанная авторами совместно со специалистами ЦНИИ кожевенно-обувной промышленности, исключает использование панкреатина и в 2-3 раза сокращает применение сульфида натрия. Производство кож становится экологически чистым. И, кроме того, практически безотходным, поскольку мех на коже уже не сжигается, а скатывается: полученную в результате шерсть можно использовать в валяльно-войлочной промышленности. Сама же кожа оказывается после обработки "Проком" столь мягкой и эластичной, что пригодна для обивки мебели, шитья дамской обуви, сумочек и даже перчаток.

Хорошо показал себя "Прок" и при обработке мехов. Разработанная его авторами совместно с сотрудниками ЦНИИТЭИ легкой промышленности технология позволяет резко уменьшить расход токсичных дубящих соединений хрома (а значит, уменьшить вредные стоки) и получать мягкий и нежный мех не только из овчины, но и из медвежьей шкуры. Мех при этом приобретает способность растягиваться, и его площадь возрастает в несколько раз. Могут быть пущены в дело и отходы. Подвергая их обработке все тем же "Проком", но только большей концентрации, получают белковый гидролизат, широко применяемый в производстве шампуней и кремов. Он обладает свойством улучшать обменные процессы в коже и волосах, поскольку содержит полный комплект природных аминокислот.

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»