Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЦАРСКАЯ СВАДЬБА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ

Кандидат культурологии О. КНЯЗЬКИНА.

Белое платье, воздушная фата, свидетели со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша Мендельсона и другие атрибуты церемониала - непременные атрибуты современной свадьбы, одного из самых торжественных и важных событий в жизни человека. Сколько браков заключается ежегодно в нашей стране! Их устроители и участники, следуя давно выверенной и отработанной ритуальной схеме, чаще не подозревают, что истоки этого прекрасного обряда уходят в седую старину народных традиций и даже царских свадеб. Документы Посольского приказа, которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней давности. Свадьбы российских царей XVI-XVII веков, то есть до петровских преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого лежали многовековые национальные традиции.

Царские свадьбы эпохи позднего средневековья удивительно похожи одна на другую, потому что праздновались по строгому канону, так называемому "свадебному чину", традиция которого уходит еще в великокняжеские времена. Именно благодаря сохранившимся и дошедшим до нас "свадебным чинам" - этим своеобразным и подробным сценариям торжеств - мы имеем уникальную возможность, например, узнать, как проходила свадьба Ивана Грозного или Михаила Романова, Алексея Михайловича или Федора Алексеевича.

Попытаемся составить общее представление о царской свадебной обрядности в средневековой России. (Кстати, не столь богато, но по тем же обрядам справляли свадьбы бояре, купцы и простой люд.)

Праздничные торжества по случаю бракосочетаний российских царей проходили в Московском Кремле, в Грановитой палате (при Иване Грозном ее еще называли "Большой Золотой", а при Федоре Ивановиче - "Большой Золотой подписной" из-за того, что палата была украшена настенной росписью по золотому фону) и в Золотой Царицыной и Жилецкой палатах (последняя была предназначена для свадебных охранников - жильцов, отсюда и ее название). Это древние жилые парадные царские покои, на месте которых в 1635 году начали возводить Теремной дворец. Венчание происходило в Благовещенском соборе, а с 1671 года - в Успенском.

Все царские свадьбы, как уже говорилось, будучи церемониями "раз и навсегда учиненными", то есть жестко регламентированными, начинались в воскресенье или в четверг и продолжались от двух до четырех дней. В первый день свадьбы, в ожидании времени венчания, жених и невеста не могли видеть друг друга. Царь, одетый как при короновании, сидел в своих дворцовых покоях, царевна - в Золотой палате.

Церемония начиналась с хода царя и царевны в Грановитую палату. Но сначала царь со своим свадебным "поездом" шел в Золотую палату к царевне, чтобы через своего дружку повелеть ей идти в Грановитую палату. Согласно обычаю, первой в Грановитую палату должна была прийти невеста, за ней - жених. Это торжественное шествие выстраивалось по чину: впереди шли свечники, каравайники, фонарщики и дружки. Окольничий и дьяк "берегли путь", протопоп - кропил его святой водой. Царевну вели под руки свахи, сидячие боярыни и постельницы, а царя сопровождал тысяцкий.

Современные свадьбы несравнимо проще организуются, однако и теперь жениха и невесту всегда сопровождают "поезжане", правда, называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельницей. Каравайники, постельницы, фонарщики и другие - сегодня это те, кто берет на себя функции по обслуживанию гостей и обустройству торжества. Немало в современных свадьбах и ритуалов, связанных с оберегами, хотя выполняют их не протопопы и дьяки, а все желающие.

Парадный зал Грановитой палаты, в то время самый большой в России, был заблаговременно приготовлен соответственно случаю. Пол застилали турецкими и персидскими коврами, дорогими цветными сукнами, место жениха и невесты поднимали на рундук (большой ларь, служивший в качестве подставки). Его обивали червчатым, то есть красным, бархатом и украшали расшитыми золотом подушечками и соболями. Праздничный стол, покрытый, согласно обычаю, тремя скатертями (первую использовали перед венчанием, вторую - отдавали новобрачным с угощением в опочивальню, третью - оставляли для пиршества гостей), был уставлен драгоценной посудой.

На первом выходе жениха и невесты в Грановитую палату их встречал свадебный стол с хлебом, сыром и солью - этими древнейшими еще языческими символами, олицетворявшими месяц и солнце, бракосочетание и благополучие.

Как видим, современный красивый свадебный ритуал встречи молодых "хлебом-солью" имеет давние корни.

Здесь совершался интереснейший обряд царской свадьбы: в парадном зале Грановитой палаты под молитву священника происходило чесание гребнем голов жениха и невесты. Жена тысяцкого, обмакивая гребень в вине или в меду, расчесывала волосы царю и царевне, символизируя тем их переход в новое качество, а затем надевала невесте фату - знак ее "невидимости", скромности, стыдливости, осыпала жениха и невесту хмелем, что было залогом плодородия, богатства и достатка, обмахивала, словно веером, соболями, означавшими царственное богатство. (Даже в средневековье, когда пушнины в России было несравнимо больше, чем в наши дни, соболий мех считался поистине царским.)

В наши дни от этого красивого свадебного ритуала остались, пожалуй, только фата и осыпание, правда, чаще не хмелем, а зерном, деньгами, цветами, иногда - конфетами. Фата же сегодня в основном служит украшением и не несет той ритуальной значимости, как в далеком прошлом.

Когда царю и царевне чесали волосы, дружка жениха кормил гостей хлебом и сыром, а дружка невесты подносил царю от имени царевны подарки. Здесь же стольники от имени молодых строго по росписи одаривали их родителей и ближайших "поезжан". А далее происходили символическое прощание родителей невесты с дочерью и передача ее жениху - ритуалы, в различных вариациях дошедшие до наших дней.

Но вот наступала торжественная минута, когда жених и невеста отправлялись из Грановитой палаты для венчания в собор. В допетровской России существовало два обычая прибытия будущей царственной четы в церковь: зимний и летний. Зимой жених приезжал верхом на коне к собору со своим "поездом" раньше невесты. Царевна со своими "поезжанами" приезжала в санях следом.

Ныне в загс или в церковь жених и невеста очень часто едут в разных машинах, а обратно - в одной, повторяя, таким образом, старинный обычай.

Когда царская свадьба справлялась летом, царь с царевной, взявшись за руки, шли до собора пешком. Под ноги им стольники и стряпчие стлали по обычаю дорожки из красивой материи. Но когда бы ни была эта пышная церемония, зимой или летом, всегда она сопровождалась множеством действий, означающих всякого рода обереги, и звоном всех колоколов кремлевских и других московских церквей.

Участники современного "свадебного поезда" - несколько машин, украшенных лентами, цветами и шарами, - во всю сигналя, и не подозревают, что это пережиток древней предохранитель ной магии (когда прежде венчаться отправлялись не в автомобиле, а в коляске, ритуальный шум создавали щелканьем кнута). Звон церковных колоколов в старину и звуковые сигналы свадебных машин сегодня - различные формы оповещения "целого света" о празднуемой свадьбе.

Наконец, после всех предварительных этапов, наступала кульминация свадебного торжества - венчание. Перенос его места при царе Алексее Михайловиче из домовой церкви русских царей, Благовещенского собора, в Успенский кафедральный говорил о том, что изменились представления о брачном венчании царей. Все, что было важно для государства в царской свадьбе, воплощал уже не весь "свадебный чин", а лишь акт церковного венчания. Именно при Алексее Михайловиче его значение неизмеримо возросло, почему и место венчания было перенесено в собор, предназначаемый для событий государственной важности (а старинный свадебный "чин" постепенно отошел в прошлое).

Итак, венчание. В соборной кремлевской церкви жених и невеста становились близ алтаря на соболя, застланные камками (так называли шелковую узорчатую ткань), и начинался священный акт венчания, по завершении которого молодые пили вино из одного сосуда и целовались. Отныне они соединялись "вечно-навечно" самим Богом и обретали новый государственно-значимый статус. Новобрачный царь проходит как бы повторную, после коронации, процедуру утверждения во власти, он отныне воспринимается как "зрелый" правитель, гарантирующий своей женитьбой продолжение династии, а значит, сохранение стабильности России. Ведь ее могущество, в традиционной российской системе ценностей, опиралось на прочность царской власти. Новобрачная в новом статусе царицы (так нарекали ее только после венчания) воспринималась как будущая мать наследника престола, иначе говоря, хранительница династии.

После венчания молодые и гости шли в Грановитую палату на свадебный пир. Царь с царицей занимали свои прежние места, где им до венчания гребнем чесали головы, а гости рассаживались согласно своему чину и должности. В центре стоял большой стол, во главе которого садились новобрачные, а вокруг него - "кривой", огибавший большой в виде буквы "П". По старинному обычаю на свадебном пиру новобрачные ничего не ели и не пили.

Посидев немного, царь с царицей покидали шумный пир и отправлялись в опочивальню. Царская опочивальня замыкала ряд комнат дворца - Переднюю, Крестовую и Престольную, то есть государев кабинет. Ее низкие двери для сохранения тепла были обиты материей, полы застланы в несколько слоев коврами, ведь опочивальня не отапливалась. Центральным предметом всего убранства была, конечно же, постель. В старину говорили - "постеля". По своему богатству и роскоши она напоминала великолепный шатер. Сделанная из дорогих пород дерева, увенчанная балдахином постель убиралась особым образом. Вниз клали ржаные снопы, застланные ковром (снопы издревле на Руси считались символом прибытка в доме), на ковер - до десятка перин, на перинах возвышались изголовье и две подушки, все застилалось шелковой простыней и одеялами - холодным и теплым, собольим или куньим, в ноги клали шубу и ковер. В довершение кровать со всем убором покрывали простыней. За убранство спальни и постели отвечали постельники, самые доверенные и надежные люди царя, в обязанности которых входило соблюдение всех мер предосторожности.

Перед дверью в спальню происходил еще один любопытный ритуал. Жена тысяцкого в овчинной шубе навыворот (символ плотского начала и новой семейной жизни) осыпала новобрачных хмелем. Дружка царя приносил им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завернутые в скатерть, и оставлял наедине.

На утро следующего дня новобрачные мылись в бане. Это тоже был символический обряд очищения и вступления в новую жизнь с чистыми намерениями. Царская баня, или мыленка, находилась на нижнем этаже Теремного дворца, в одной из дальних комнат. Вода в мыленку в XVI веке специально привозилась, а с 1633 года стала подаваться водоподъемной машиной Водовзводной башни Кремля из Москвы-реки. В XVI-XVII веках еще существовал обычай, по которому сопровождавшие царя тысяцкий и дружки, а царицу - свахи и боярыни мыли новобрачных вином и медом. После бани царь с царицей завтракали в своих хоромах.

Заключали царскую свадьбу праздничные обеды, прием поздравлений и раздача государевых милостей по случаю брачного торжества. Милости полагались всем, кто принимал участие в царской свадьбе, - от митрополита (с 1589 года - патриарха), благословлявшего брак, до сотника, охранявшего Кремль.

Вот так, по-царски торжественно, богато и красиво праздновались в XVI-XVII столетиях свадьбы всех российских государей. Обнаруженные в них некоторые ритуальные параллели с современностью весьма показательны. Эпоха российского позднего средневековья с точки зрения эволюции свадебной обрядности стала переломной. Уже никогда после царская свадебная обрядность, еще "не перекроенная" на западный манер, не была настолько национально своеобычна и близка народной. В царской свадебной обрядности еще обнаруживаются пережитки архаических верований, преданий, обычаев, формировавшихся в различные эпохи и продолжающих жить до сих пор.

В последующие периоды все изменилось. Эпоха Петра Первого знаменовала резкий разлом в свадебной культуре, когда свадебные обряды различных слоев общества стали развиваться своими путями. Традиционная "учиненная" царская свадьба с ее "причудами" навсегда осталась в XVI-XVII веках, не пережив культурных веяний нового времени. А народная свадьба адаптировалась к менявшимся культурно-историческим реалиям, сохранилась в своей основе и дожила до наших дней.

Словарик

Свадебный чин - подробное описание всего хода царской свадебной церемонии от первого до последнего дня с росписью всех гостей "по чинам", в соответствии с которыми они исполняли строго закрепленные за ними ритуальные функции. Свадебные чины составлялись для российских царей в Посольском приказе с середины XVI по конец XVII столетия.

Свадебный поезд - выстроенные по строго определенному порядку царские придворные.

Дружки - придворные свадебные чины на Руси в XV-XVII веках. Их роль на свадьбе заключалась в том, чтобы созывать гостей, произносить ритуальные речи, раздавать дары и угощения.

Свечники, каравайники, фонарщики - придворные чины на Руси, выполнявшие определенные церемониальные и хозяйственные функции.

Окольничий - придворный чин, распоряжавшийся церемониями.

Сидячие боярыни - придворные, чья роль на свадьбе сводилась к почетному сидению в Грановитой палате за свадебным столом.

Постельники, постельницы - придворные свадебные чины, охранявшие брачную спальню.

Тысяцкий - придворный главный чин со стороны жениха, сопровождавший его повсюду во время свадебной церемонии.

Стольники, стряпчие - придворные чины на Руси, выполнявшие хозяйственные и церемониальные функции.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Исторические миниатюры»