Ночь с 23 на 24 июня 1982 года. "Боинг-747" британской компании "Бритиш эйруэйз" летит над индонезийским островом Ява. Внезапно на высоте 12300 метров все четыре двигателя глохнут. Самолет проваливается вниз. Безмолвное падение показалось пассажирам и экипажу нескончаемым, но через тринадцать минут двигатели, покашляв, снова заревели, и лайнер удачно совершил непредвиденную посадку в Джакарте.
Разобрав турбореактивные двигатели, техники обнаружили, что лопатки турбин покрыты слоем стекловидного вещества, что и заставило их прекратить вращение. Причина? Самолет пролетел над извергавшимся вулканом Галунгунг, который выбрасывал на высоту до 20 километров столб вулканического пепла - многие тонны частиц поперечником до двух миллиметров. Турбины, засасывая в минуту 150 тонн воздуха, забились этой пылью, при температуре внутри двигателей 900 градусов Цельсия она спеклась на лопатках в стекловидную массу, остановив турбины. Когда самолет вышел из вулканического облака, вибрация частично стряхнула стеклянную корку, и двигатели снова заработали, хоть и не на полную мощность.
На земле обнаружилось, что фюзеляж и особенно стекла кокпита и иллюминаторов словно обработаны наждаком.
А 13 июля того же года другой "Боинг" в том же районе чуть не разбился по той же причине. Всего за последние 16 лет около 90 самолетов испытали сложности при пролете в районе действующих вулканов. Как уберечься от этой опасности? Самолетные радары не могут отличить обычное облако от вулканического. Поэтому Всемирная метеорологическая организация начала с прошлого года постоянное слежение за вулканами на трассах авиаперевозок. Для предсказания движения облаков вулканического пепла используются компьютерные программы, разработанные для слежения за радиоактивными выбросами из Чернобыля.