В КОСМОСЕ СЛИШКОМ ШУМНО

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных журналов: "Bild der Wissenschaft" и "Innovation" (Германия), "Popular Science" и "Wired" (США), "Historia", "Revue du Palais de la Decouverte", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция).

К выводу на орбиту готовится сервисный модуль, изготовленный в России. Здесь будет еще более шумно, чем на "Заре".

Международная космическая станция, судя по недавно ставшим достоянием гласности документам НАСА, будет таким шумным местом, что ее экипажу, возможно, будет трудно общаться между собой, космонавты не смогут расслышать тревожные сигналы аппаратуры, и постоянный шум может даже отразиться на их здоровье.

Английский журнал "Нью сайентист", добившийся рассекречивания некоторых документов НАСА, сообщает, что построенный в России модуль "Заря", запущенный в ноябре прошлого года и ставший основой будущей международной космической станции "Альфа" (см. "Наука и жизнь" № 1, 1999 г.), отличается слишком шумным оборудованием. Шум может мешать работе и сну космонавтов. Еще до запуска, в сентябре 1998 года, Центр имени Хруничева, построивший "Зарю", предупредил партнеров, что шум от вентиляторов, воздушных фильтров, коллекторов пыли и насосов может вредить здоровью космонавтов и создавать помехи голосовой связи с Землей, да и простому разговору внутри станции. В некоторых уголках "Зари" громкость шума может достигать 72,5 децибела. Это громче, чем шум внутри старомодной модели трамвая. "Не то чтобы это нестерпимый шум, - говорит Роберт Лилкенди, специалист по акустике из Коннектикута, - но вам придется говорить повышенным тоном". Даже в самых тихих закоулках "Зари" шум превышает разработанный для станции стандарт шумности оборудования - 50-55 децибел.

Опыт длительной работы космонавтов на станции "Мир", по конструкции похожей на "Зарю", беспокоит инженеров НАСА. При нормальных обстоятельствах этот шум слишком невелик, чтобы возникли проблемы со слухом, но, насколько известно, слух многих космонавтов, проведших на "Мире" несколько месяцев, ухудшился, говорит Дж. Гудман, специалист НАСА по акустике космических аппаратов. Гудман не сообщает больших подробностей, считая эти данные конфиденциальными, но говорит, что слух американских астронавтов, проведших на "Мире" не так уж много времени, пострадал незначительно и через пару месяцев почти полностью восстановился. Даже если слух экипажа не страдает, шум может иметь другие нежелательные последствия. Он мешает спать, работать и разговаривать - предупреждает один из документов НАСА, датированный июлем 1998 года. Другой документ от ноября 1998 года сообщает, что сигналы тревоги, издаваемые различными приборами в случае неполадок, на "Заре" будут плохо слышны. Ричард Патрикан, чиновник НАСА, ответственный за вопросы безопасности на орбите, говорит, что предполагается позже установить на станции различные прокладки, экраны и другую шумоизоляцию из волокнистых и пористых материалов. "Шум удастся подавить", - говорит Патрикан. Но, по данным других документов НАСА, все эти меры ослабят шум лишь на пару децибел. Гудман также не уверен, подействует ли эта шумоизоляция.

Менее чем за месяц до запуска "Зари" вокруг этой проблемы все еще шли споры. В октябре 1998 года группа с завода имени Хруничева предложила, чтобы космонавты проводили в модуле "Заря" не более четырех часов в день, а в самых шумных его участках - не более двух часов в день. Они предложили также носить беруши. Но специалисты космического центра НАСА в Хьюстоне считают, что такие ограничения по времени неприемлемы, а беруши сохранят слух, но помешают услышать предупреди тельные сигналы аппаратуры.

"Заря" уже на орбите, и споры сейчас идут в основном вокруг русского сервисного модуля, который должен быть запущен в сентябре и будет служить космонавтам жилым отсеком на протяжении почти всего строительства станции. На встрече в январе этого года представители России сообщили, что в сервисном модуле шум будет доходить до 74 децибел, и это без учета шума от рефрижераторов и некоторого другого оборудования. Гудман говорит, что теперь американцы уделят особое внимание тишине на своих модулях станции, чтобы космонавтам было где укрыться от шума. Когда вы заперты в космическом корабле и негде укрыться от шума, вам нужна какая-то каморка, где в тишине можно выспаться, говорит Гудман.