Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

"ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ", ВОЗРОЖДЕННЫЙ КАК ЯХТА-КОМПЬЮТЕР

Г. НИКОЛАЕВ. По материалам журнала "Der Spiegel".

В эпоху великих географических открытий родилась легенда о "Летучем Голландце" - о капитане и его корабле, обреченных без команды, по воле неведомых сил вечно блуждать по бурным волнам, время от времени являясь морякам в разных местах Мирового океана. И вот сегодня этот плод поэтической фантазии фактически стал реальностью.

Одна из голландских верфей в Волленхове получила заказ на парусную яхту. Для судостроителей, специализирующих ся на крупных и дорогих парусниках, заказ не стал бы чем-то особенным, если бы ее заказчик (один из столпов электронной промышленности США некий Джим Кларк) не пожелал, чтобы его яхта была самой большой в мире, а главное, чтобы все необходимые операции для успешного плавания производились на ней по командам, исходящим от компьютеров. Заказчик даже создал специальную фирму для разработки этой электронной автоматики. Голландцы же приложили все свое искусство для того, чтобы корпус и парусная оснастка отвечали техническому совершенству судна. А оно поистине потрясает: яхтой управляют 20 компьютеров, получающих параметры от 40000 датчиков!

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Проектирование и строительство заняли три года, и вот наступил момент, когда парусная яхта, самая крупная в мире, должна отправиться в Карибское море. Длина ее корпуса - 47,4 метра, высота мачты из полиуретана - 59 метров (это сравнимо с 19-этажным домом и выше знаменитой Пизанской башни, в которой только 55 метров). Первоначально заказчик хотел, чтобы мачта превышала 60 метров, но вовремя вспомнил о Панамском канале, где есть мост, высота которого над зеркалом воды как раз 60 метров.

Площадь паруса - 1200 квадратных метров, это больше общей площади парусов многомачтовых парусников прошлого столетия, за исключением самых крупных. На капитанском мостике - только экраны дисплеев и клавиатуры компьютеров. Ручное управление оставлено лишь для рулевого колеса и акселератора вспомогательного двигателя, необходимого для маневров в тесноте портов.

Главное, что нужно капитану: данные о ветре, волнах и движении судна, - он получает от компьютеров (их питают информацией датчики, размещенные по бортам, на парусе и днище яхты). Но по желанию капитан может вызвать на экраны сотни различных показателей, дающих ему всевозможные сведения о ситуации внутри яхты и о постоянно меняющихся условиях вокруг нее.

Данные о погоде яхта получает непосредственно от метеоспутника. Предусмотрены также связь со всемирной сетью Интернет и постоянная информация о событиях в ближнем окружении яхты. На мачте, на носу, по бортам и на корме установлены 9 видеокамер, способных ловить изображения и ночью.

Экипаж судна - программист, повар, два официанта, два палубных матроса. В прошлом веке даже скромный по размерам парусник нуждался в десятках, а то и сотнях матросов: иначе быстро не убрать и не поставить паруса, особенно на многомачтовых судах.

Изобилие электроники позволяет не только решать мореходные задачи, но и использовать ее возможности для отдыха, развлечений. По желанию капитана Немо наших дней до приятной ему температуры могут нагреваться простыни в сауне, меняться освещение на яхте - от "рабочего" до "романтического" и "очень романтического", звучать музыка любого из 700 компакт-дисков бортовой фонотеки.

Современный "Летучий Голландец" готов повторить легенду: пройти с одним только капитаном сквозь бури и штормы, но следуя не людской фантазии, а точному расчету человеческого разума.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»