Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ. ДЕКАБРЬ 2006 №12

ДОРОГИ БОГОВ (См. № 12, 2006 г.)

Для того чтобы решить эту задачу (ее составил аспирант Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ B. C. Костырко), надо иметь минимум знаний по географии. Якутия находится далеко от экватора, в Северном полушарии (частично даже за Полярным кругом), значит, летом солнце там восходит не точно на востоке, а на северо-востоке (точно на востоке оно восходит лишь дважды в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия, а зимой восходит на юго-востоке). Значит, покровительница рогатого скота Ынахсыт связана с северо-восточным направлением. А вот в полдень солнце в любое время года - на юге, так что направление бога-творца Айыы Тойона - это юг.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

На кумысном празднике вилюйский шаман поворачивался с юга на 135 градусов, то есть через юго-восток и восток на северо-восток (три раза по 45 градусов). При этом он прославлял божество по имени Уордаах Джёсёгёй, а также Аыысыт, Иэйэхсит и Ынахсыт. Неужели придется делить 135 на четыре? Нет, все гораздо проще: ведь в условии одно из направлений обозначено как "дорога к богиням" - то есть с одной из сторон света связаны сразу два божества. Собственно, так в условии и сказано: "сначала" (юго-восток) - Уордаах Джёсёгёй, "далее" (восток) - Аыысыт и Иэйэхсит, а "в конце" (северо-восток) - Ынахсыт.

Таким образом, несколько направлений нам уже известны:

Осталось только одно божество - бог конного скота, следовательно, мы можем выполнить задание 1: именно конями и "ведает" Уордаах Джёсёгёй. Соответственно направление на юго-восток и есть дорога бога конного скота.

Все эти направления, очевидно, благоприятны - с неблагоприятными направлениями связаны не боги, а злые духи, к которым вилюйский шаман не обращался.

Зная функции всех божеств, легко справиться с заданием 2: порядок перечисления божеств соответствует порядку творения: сначала был бог-творец (Айыы Тойон), потом появилась лошадь (покровитель лошадей - Уордаах Джёсёгёй), потом - человек (ему покровительствуют богини Аыысыт и Иэйэхсит) и, наконец, корова (Ынахсыт). Наверное, и по могуществу, и по значимости эти божества располагались в таком же порядке.

В других местностях шаман поворачивался в противоположном направлении: с востока (Аыысыт и Иэйэхсит) через юго-восток (Уордаах Джёсёгёй), юг (Айыы Тойон), юго-запад, запад, северо-запад и север к северо-востоку (Ынахсыт), то есть на 315 градусов.

Каков же был порядок перечисления злых духов? Кто считался сильнее - духи смерти, болезни или бедности? Наиболее могущественными, очевидно, должны быть духи смерти, так как они могут в наибольшей степени навредить человеку. Наименее же вредоносны духи бедности ("лучше быть бедным и здоровым, чем богатым, но больным"). Но сторон осталось четыре, значит, одной из них никакой злой дух не соответствует. Какой же? Наиболее вероятно, что духи бедности должны располагаться поблизости от Ынахсыт, поскольку обладание только рогатым скотом, как сказано в условии, считалось признаком бедности. Значит, север ассоциируется с бедностью, северо-запад - с болезнями, а запад - со смертью.

Итак, общая схема расположения якутских божеств и духов (красным отмечены благоприятные, черным - неблагоприятные стороны света):

Определить, благоприятным или неблагоприятным считалось юго-западное направление, мы не можем, поскольку о том, что находится на юго-западе, в условии ничего не сказано. Впрочем, это и для самих якутов было не вполне очевидно: в разных частях Якутии бытовали разные мнения на этот счет. А в гаданиях юго-запад не упоминался вовсе.

Выпишем ответы на задания 3 и 4.

Задание 3. Благоприятными якуты считали юг, юго-восток, восток, северо-восток, неблагоприятными - запад, северо-запад, север.

Задание 4. Чертова дорога - запад, дорога бедности - север, дорога бога конного скота - юго-восток, дорога болезней - северо-запад, дорога божества рогатого скота -северо-восток, дорога к богиням - восток.

РЕШИТЕ ЭТЮД (См. № 11, 2006 г.)

1. Крс7! Коню не спасти положение: 1. Ке7? Сf4+ 2. Крb7 Крf6 3. Крc6 Крe5! (при взятии коня белый король успевает в спасительный угол) 4. Крc5 Сg5 5. Кd5 h5.

1…Сg5! Тонкий ход, проще ничья достигается в случае 1…Сf4+ 2. Крc6 Крg6 3. Крd5 Крf5 4. Кf6! h6 5. Kpd4 Ce5+ 6. Kpe3.

2. Kpd6 Kpg6! 3. Kpe6!! Но не 3. Kpe5? Kph5! 4. Kpf5 Kph4 5. Kpe4 Kpg4!, и черные берут верх.

3…Kph5. Или 3…h5 4. Kpe5!

4. Kpf7! Kpg4 5. Kh6+! С:h6 6. Крg8!, и пешка погибла.

ЦЕЛЕБНЫЙ ТОВАР (См. № 12, 2006 г.)

Пит обратил внимание на этикетку, гласившую: "Соль. Целебное озеро Ахолялд". Во-первых, такого озера не существует. Во-вторых, что получится, если прочитать "Ахолялд" справа налево? Правильно. Ну а если кому и этого мало, то озеро Курнас (это на Крите) пресноводное, и с солью там большие проблемы. Даже словоохотливому Ахмеду после таких доводов стало стыдно.

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД С ФРАГМЕНТАМИ (№ 11, 2006 г.)

По горизонтали. 1. Чюрлёнис (литовский художник; представлен фрагмент его картины «Жертва»). 8. Каланча (недостающее слово в приведенном отрывке из стихотворения «Дядя Степа» С. Михалкова; также приведена иллюстрация К. Ротова). 9. «Орбита» (созданная в СССР в 1965 г. система спутниковой связи; на снимке: одна из наземных станций системы). 11. Диск (представлена статуя «Дискобол» Мирона). 12. Рампа (осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю). 13. Узел (комплекс сооружений на пересечении нескольких железнодорожных линий). 14. Тальк (самый мягкий из минералов, составляющих приведенную минералогическую шкалу твердости). 15. Глеб (муромский князь, убитый вместе с братом Борисом и причисленный к лику святых; представлен фрагмент иконы московской школы). 18. Изаи (бельгийский скрипач, именем которого были названы международные конкурсы скрипачей и пианистов, проводившиеся в Брюсселе). 19. Орест (персонаж древнегреческого мифа; имена Ореста и его двоюродного брата Пилада стали нарицательными для обозначения неразлучных друзей; приведен изображающий их фрагмент фрески из Помпеи). 21. Мери (приведен отрывок из главы «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова). 23. Кость (на снимке сделанный из нее японский брелок-нэцке, изображающий женщину, моющую пол). 25. Гоша (персонаж фильма «Москва слезам не верит» В. Меньшова, кадр из которого приведен). 26. Барсук (млекопитающее семейства куньих). 28. Аргунов (русский архитектор, крепостной графов Шереметевых, по проекту которого выстроен изображенный на снимке павильон «Грот» в усадьбе Кусково). 29. Автандил (персонаж процитированной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели).

По вертикали. 2. Юморина (фестиваль юмора, проводимый в Одессе; приведена его эмблема). 3. Лики (английский антрополог и археолог, реконструировавший череп ископаемого человека, названного им homo habilis). 4. Нева (река, где произошла Невская битва, карта которой представлена). 5. Скопа (птица отряда соколообразных). 6. Ландау — советский физик, объяснивший явление сверхтекучести жидкого гелия. 7. Санкюлот (самоназвание революционеров в годы якобинской диктатуры во время Французской революции конца XIX в.). 10. Тиски (слесарный инструмент). 12. Рига (столица Латвии; приведена гравюра XVI века с видом города со стороны Даугавы). 14. Томограф (прибор для неразрушающего исследования путем послойного сканирования объекта; приведен снимок, характерный для компьютерной томографии). 16. Линь (рыба семейства карповых). 17. «Бочка» (фигура высшего пилотажа, выполнение которой пояснено рисунком). 20. Самураи (военное сословие мелких дворян в средневековой Японии; представлена гравюра «Легендарный Ватанабэ Гэнгоцуна» У. Тоёкуни). 22. «Икарус» (марка автобуса, изображенного на снимке). 24. Тыква (растение одноименного семейства, плод которого изображен на рисунке). 26. Брют (самое сухое шампанское вино). 27. Рейн (приведен отрывок из немецкой народной песни «Лорелея» на слова Г. Гейне).


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Ответы и решения»