Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ДОРОГИ БОГОВ

Рубрику ведет кандидат филологических наук И. ИТКИН.

1. На празднике летнего солнцестояния (он же кумысный праздник Ысыах) якуты приносили жертвы добрым и злым духам, разбрызгивая кумыс. Держа над головою кубок, вилюйский шаман обращался лицом в сторону полуденного летнего солнца и начинал восхвалять Айыы Тойона (бога-творца, часто отождествляемого с Солнцем), затем, постепенно поворачиваясь налево, славил других божеств. Порядок их перечисления мог быть таким: сначала Уордаах Джёсёгёй, далее Аыысыт (буквальный перевод с якутского "создатель"; богиня, способствующая деторождению) и Иэйэхсит (буквально - "покровитель", богиня, по функции близкая к ангелу-хранителю) и в конце, повернувшись в сторону летнего восхода солнца, шаман славил Ынахсыт (покровительницу рогатого скота). В этом случае оборот шамана составлял 135 градусов.

В других местностях шаман мог начинать свое движение с востока, поворачиваясь направо, то есть в противоположном направлении. При этом он заклинал в том числе и различные племена злых духов, начиная с более могущественных и кончая менее могущественными, а в самом конце обращался к Ынахсыт. Оборот шамана составлял в этом случае 315 градусов.

2. По якутскому мифу, бог сначала сотворил лошадь, а лишь затем человека. Последней на земле появилась корова, которую человек заставил переселиться на землю из воды. Самым большим богатством у якутов считались лошади; обладание только рогатым скотом, напротив, считалось признаком бедности.

3. У якутов существовало гадание при помощи шила, подвешенного на веревочке. Судьба человека предсказывалась в зависимости от того, в каком направлении отклонялось шило от первоначальной точки: на север, восток, запад, юго-восток, северо-восток или северо-запад. Эти направления назывались "дорогами" (названия дорог даны в измененном порядке): чертова дорога (предвещает смерть), дорога бедности, дорога бога конного скота, дорога болезней, дорога божества рогатого скота, дорога к богиням (предвещает обильное потомство).

Задание 1. В чем заключаются функции божества Уордаах Джёсёгёй?

Задание 2. Какой принцип, по вашему мнению, лежит в основе последовательности перечисления божеств на вилюйском Ысыахе?

Задание 3. Какие стороны света якуты считали благоприятными, а какие нет?

Задание 4. Для каждой из дорог якутского гадания определите соответствующее ей направление.

(Ответ)


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Лингвистические задачи»